Критерии отличающие запинки от заикания. Виды заикания. Чем отличается невротическое заикание от неврозоподобного? Психологические особенности заикающихся

Заикание не зря считается чрезвычайно сложным и многогранным заболеванием. Очень тяжело выявить причины его возникновения. Трудно спрогнозировать результаты лечения. А проявления заикания настолько разнообразны, что, иногда, врачу приходится пол-листа исписать, чтобы сформулировать диагноз маленькому пациенту с жалобами на запинки в речи. Это и не удивительно. Ведь, когда доктор ставит ребенку диагноз – заикание , он учитывает:





Из предыдущего поста - - вы узнали, как классифицируется заикание. Теперь же мы более подробно рассмотрим, от чего зависит эта классификация. И первый фактор, влияющий на постановку диагноза – это происхождение заболевания, или, еще можно сказать, причины возникновения заикания. У врачей формулировка эта звучит так: виды заикания в зависимости от этиологии заболевания.

Какие бывают виды заикания?


1. Невротическое заикание (логоневроз) .


2. Неврозоподобное или органическое заикание .


Давайте рассмотрим каждый вид заикания, тогда вам легче будет понять, чем логоневроз отличается от органического заикания.

Что такое невротическое заикание (логоневроз)?

Логоневроз или невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе малыш может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, в том случае, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить), а также избегающего поведения. Все эти симптомы очень похожи на проявления невроза. Поэтому такой вид заикания и стали называть логоневрозом. Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной.


Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, когда у ребенка развивается фразовая речь, расширяется кругозор и, соответственно, обогащается словарный запас, у некоторых деток артикуляционный аппарат и головной мозг подвергаются повышенной нагрузке, к которой они, по сути, еще не готовы. И достаточно, как говорится, искры, чтобы вся система дала сбой. В роли искры здесь может выступить любое сильное переживание или стресс.


Кратковременное заикание в период активного формирования мышления наблюдается у 4% детей в возрасте от 2 до 4 лет. Его так и называют – «заикание развития». У 1% деток заикание стойкое. И связано оно, обычно, с психологическими факторами.


В каждом отдельном случае совокупность этих факторов своя:


- Кто-то из родителей перестарался с обучением. Так сказать, форсировал события. А детская психика оказалась к такому объему информации еще не готовой.


- Кто-то сильно опекает своего малыша и не дает ему почувствовать себя значимым и самостоятельным членом общества.


- Один ребенок боится ходить в детский сад, потому, что его там кто-то обижает.


- А другой – испугался собаки или кого-нибудь из мультяшных героев. Да-да! Мамы-папы, обратите на это свое особое внимание! Ведь не все родители контролируют, что смотрят их дети. А герои современных мультфильмов, иногда, бывают гораздо страшнее любой собаки.


Именно, учитывая возможность возникновения подобных обстоятельств, так важно, если вы заметили первые симптомы заикания у вашего малыша, обратиться не только к невропатологу и психиатру, но и к психологу.


Чаще всего, назвать одну единственную причину, приведшую к тому, что ваш ребенок заболел логоневрозом, просто невозможно. Это целая причинно-следственная цепочка, которая может начинаться с генетических и наследственных заболеваний, прослеживаться во время и родов, и заканчиваться ослаблением детского организма частыми простудными заболеваниями и нестабильным морально-психологическим состоянием.


Одно, в случае с невротическим заиканием, можно сказать определенно. Побороть его – вполне реально. И это в ваших силах. Укрепляйте иммунную и нервную системы ребенка, активно занимайтесь с логопедом, выполняйте все рекомендации психиатра и психолога. И результаты вы увидите совсем скоро. С органическим или неврозоподобным заиканием ситуация обстоит совсем по-другому. И сложность этой ситуации заключается вот в чем.

Что такое неврозоподобное или органическое заикание?


Неврозоподобное заикание – это, обычно, следствие выраженной неврологической патологии. ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. То есть, причины заикания – физиологические. У таких деток наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить. Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи. Методики лечения неврозоподобного заикания включают в себя не только комплекс терапевтических мероприятий по коррекции заикания, но и меры по борьбе с патологией, ставшей его причиной.


Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3-4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Детки с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы. Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих букв. Сложности с фонематическим слухом, да и с музыкальным тоже. Опять же, как и в случае с логоневрозом, здесь четко прослеживается причинно-следственная связь между наследственностью, тяжелой беременностью и родами и возникновением заболевания.


Хотелось бы еще отметить, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное, весьма и весьма условно. Очень редко можно встретить ребенка с логоневрозом, не страдающего каким-нибудь расстройством соматического характера. И наоборот. Так что, не стоит удивляться, если вы обнаружите, что методики лечения разных видов заикания очень похожи, если не сказать – совершенно идентичны. В связи со сложностью самого заболевания в целом, и его диагностирования, в частности, комплексы борьбы с заиканием, в большинстве своем, универсальны.


Что касается классификации заикания в зависимости от его этиологии, то, я надеюсь, вы поняли, чем отличается логоневроз от неврозоподобного заикания. Если же что-то неясно, задавайте вопросы в комментариях. Будем разбираться вместе. А в следующем посте мы с вами продолжим знакомство с классификацией заикания, и узнаем, каким оно бывает по типу, форме, и месту локализации судорог артикуляционного аппарата.

Александра Заиченко
«Если у ребёнка появились запинки в речи». Консультация для родителей

Запинки в речи детей могут возникнуть в период активного формирования лексико-грамматического строя высказывания в возрасте 2,5-4 лет. К этому времени у ребёнка накапливается определённый объём информации, но он ещё не готов к тому, чтобы в достаточной степени осмыслить и самостоятельно выразить её из-за несовершенства владения координированными движениями органов артикуляции. Чаще, чем у других, запинки могут возникнуть у ослабленных детей с неустойчивой нервной системой и неблагоприятной наследственностью (заикание у близких родственников) в так называемый «межсезонный» период (осень, весна) . Спровоцировать запинки в речи могут и стрессовые ситуации (ссоры родителей , перемена места жительства или детского сада).

Родителям следует :

1. Проконсультироваться с невропатологом и логопедом.

2. Никогда не акцентировать внимание ребёнка на его проблеме , не говорить ему : «Не запинайся , не заикайся» .

3. Постарайться выдерживать режимные моменты (достаточный ночной и дневной сон, прогулки на свежем воздухе) .

За 1-1,5 часа до ночного сна исключить подвижные игры. Почитать знакомую ребёнку книгу с положительным развитием событий. При беспокойном сне можно дать лёгкие успокоительные (свежезаваренный корень валерианы, успокоительный чай, тёплое молоко с добавлением мёда).

4. Ограничить поступление новой информации, связанной с высокой эмоциональной нагрузкой (чтение, просмотр мультфильмов, посещение театров, цирковых представлений).

5. Не разговаривать с ребёнком и даже в его присутствии громко и, тем более, раздражённо. Те же требования предъявляйте к его речи . Ваш тон должен быть спокойным и доброжелательным, Говорить следует короткими понятными фразами, не допускайте очень быстрого темпа речи . Первое слово во фразе произносите тише, низким голосом, чуть медленнее обычного.

6. Если у ребёнка затруднения в высказывании, помогите ему коротко и отчётливо проговорите предполагаемую фразу и предложите повторить её (отражённая речь) .

7. Полезны упражнения в сопряжённой речи . В этом случае ребёнок говори вместе со взрослым.

8. Поощряйте негромкое пение, чтение стихов, с ритмичными шагами или хлопками в ладоши.

9. Стимулируйте уместными вопросами и дополнительными атрибутами речь ребёнка во время самостоятельной игры. Вы убедитесь, что вовремя такой деятельности в его речи не будет запинок .

10. Следите за осанкой детей, опущенные плечи, нерациональное расслабление является препятствием для свободного дыхания.

11. Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

12. Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка.

В заикании, на первый взгляд, нет ничего страшного , ребенок может вполне сносно изъясняется, отставание в развитии на первом этапе развития заболевания отсутствует.

Заикание - это патология , в ходе которой происходит нарушение плавности и ритма речи, ее ровное течение прерывается задержками, а иногда и повторением отдельных звуков или слогов.

Явление возникает вследствие сокращения мышц на разных участках речевого аппарата.

Вдох при сокращении мышц дыхательного аппарата сравним с икотой , что и послужило причиной названия явления.

С медицинской точки зрения заикание считается отклонением от нормы высшей нервной деятельности организма. В группу риска входят дети с разными поражениями головного мозга и неврологическими проблемами.

Что необходимо знать?

Связь с генетикой

В соответствии с последними исследованиями наследственные факторы играют в развитии заболевания важную роль , в научной литературе встречается информация, подтверждающая факт неблагоприятной наследственности по этому речевому нарушению в течение нескольких поколений.

Вероятность возникновения патологии у братьев и сестер составляет 18%, у однояйцевых близнецов этот показатель равняется 77%, у разнояйцевых - 32%.

У заикающихся родителей риск появления детей, страдающих от недуга, выше, по сравнению со здоровыми парами.

Если заикается отец , вероятность появления сына с нарушением составляет 22%, дочери - 9%.

У заикающейся матери девочка с патологией родится в 17% случаев, мальчик - в 36%.

Существуют также данные, в соответствии с которыми, фактором риска является также наличие в семье хотя бы одного близкого родственника с заиканием.

Виды, формы, степени

Впервые патология проявляется в возрасте 3-4 года. Существует несколько классификаций патологии, самой распространенной считается патогенетическая .

Виды заикания:

  • эволюционное , связанное с развитием речевого аппарата, возникает от 3 до 5 лет;
  • реактивное , проявляющееся у взрослых и подростков на фоне нервных срывов и психических заболеваний;
  • симптоматическое заикание возникает в зрелом возрасте при органических поражениях ЦНС.

Родители должны как можно больше знать об эволюционной разновидности заикания, которое также делится на несколько форм:

  • невротическое;
  • неврозоподобное;
  • смешанное.

Степени заикания:

  • легкая - нарушения возникают только в стрессовых ситуациях;
  • средняя - судороги возникают при эмоциональном перевозбуждении, волнении;
  • тяжелая - заикание проявляется постоянно, патология сопровождается судорожными движениями мышц ног, рук, лица и т.д.

Стоит отметить, что при отсутствии адекватного лечения заикание усиливается, устранить нарушение поможет ранняя диагностика и терапия.

Заикание или запинки?

Физиологические запинки часто встречаются у малышей в возрасте 2-5 лет, патология не требует коррекции и возникает при опережении мышления речевых возможностей.

Речевые запинки могут возникать при нормальном физическом и умственном развитии. Волноваться в такой ситуации не следует, так как запинки никак не связаны с заиканием .

Как отличить запинки и заикание:

  • при просьбе повторить слово лучше речь у ребенка с запинками улучшается, с заиканием - ухудшается;
  • при заикании происходит спазмирование голосовых складок, мышц губ, шеи и щек.

Причины возникновения дефектов также разные : заикание считается невралгической проблемой и труднее поддается коррекции, по сравнению с запинками.

Запинки имеют эмоциональную природу , для исправления требуется помощь логопеда и психолога. Физиологические запинки исчезают из речи навсегда, заикание может возвращаться.

Заикание - программа «Осторожно: дети»

Диагностика заболевания

Признаки

Первые признаки заикания появляются у детей в возрасте 2-5 лет , именно в этот период происходит наиболее интенсивное формирование речевого аппарата.

По мере роста и взросления вероятность возникновения патологии неуклонно снижается. Для успешного проведения лечения очень важно своевременно обратиться к специалисту.

Признаки:

  • внезапное замолкание и отказ говорить, молчание может продлиться от 2 до 24 часов, после чего речь возобновляется, но уже с заиканием, (при обращении к врачу на данном этапе возможно избежание появления дефекта);
  • использование перед отдельными словами лишних звуков («а» или «и»);
  • повторение первых слогов и слов в начале фразы;
  • отсутствие пауз в середине фразы или слова;
  • затруднения с началом речи.

Причины

Заикание появляется в следующих случаях:

  • психологическая травма или сильное потрясение;
  • травмы головы;
  • переутомление или истощение нервной системы, в результате интоксикаций и болезней, негативно влияющих на речевой аппарат (заболевания ЛОР-органов, коклюш, рахит, корь, тиф, глисты, нарушения внутренней секреции и обмена);
  • физическая слабость;
  • неправильное воспитание, слишком строгое общение или избалованность;
  • неправильное формирование речи (речь на вдохе, нарушение звукопроизношения), ускоренное или слишком раннее развитие речи;
  • высокие интеллектуальные нагрузки;
  • обучение одновременно нескольким языкам;
  • переучивание левши, связанное с эмоциональным напряжением у ребенка;
  • неразвитая моторика;
  • подражание заикающемуся.

Мальчики заикаются в три раза чаще, чем девочки - специалисты объясняют это более ранним формированием моторных функций, чем у мальчиков.

В связи с этим у девочек наблюдается повышенная устойчивость пред негативными влияниями извне.

Заикание от испуга - реально ли?

Распространенной причиной речевых дефектов у дошкольников является внезапный испуг или сильный стресс , патология может появиться вследствие резкого ухудшения обстановки в семье, при частных ссорах, происходящих на глазах у малыша.

Причиной возникновения патологии может также стать постоянное несправедливое отношение, угрозы и грубые окрики .

Заикание - программа «Жить здорово!»

Методики лечения

К какому врачу обращаться?

Родители должны знать, что заикание не проходит само по себе , при первом подозрении на логоневроз необходимо посетить невролога , который после обследования назначит лечение.

Прием медикаментов показан не всегда, лекарственная терапия направлена в первую очередь на устранение выявленных первичных заболеваний, на фоне которых возникло заикание.

Необходимо также обратиться с логопеду и детскому психологу , которые выявят причину патологии и научат малыша правильно выстраивать свою речь.

Важную роль играет также домашняя обстановка, на таких детей нельзя кричать, особенно когда они стараются правильно произнести слово, такая мера может только усугубить ситуацию.

Важную роль играет соблюдение режима дня, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  • подъем и отход ко сну в одно время;
  • отказ от просмотра мультфильмов и шумных игр перед сном;
  • занятия физическими упражнениями, плаванием.

Речь родителей при общении с ребенком должна быть спокойной, медленной, малышу не рекомендуется читать много сказок перед сном, особенно если они чем-то его могут напугать.

Ребенок должен общаться со сверстниками, требования к нему должны быть такие же, как и к другим детям.

Медикаментозная терапия

В рамках медикаментозного лечения назначаются следующие препараты:

  • транквилизаторы, средства, действие которых направлено на активизацию мозговых процессов;
  • успокаивающие препараты;
  • витамины.

Родители не должны полагаться только на таблетки , часто после завершения курса терапии заболевание возвращается снова.

Массаж

Одним из способов лечения заикания считается

логопедический массаж , который должен выполнять только специалист.

Курс состоит из десяти процедур , который повторяется после двухнедельного перерыва.

В рамках лечения используется также точечный массаж , методика предполагает воздействие на определенные точки.

Дыхательная гимнастика

Высокую эффективность при лечении патологии показывает также дыхательная гимнастика , упражнения направлены на нормализацию процесса дыхания (носового и ротового), они укрепляют мышцы и диафрагму, помогают обрести контроль над своим состоянием.

Дыхательные упражнения не только укрепляют речевой аппарат, но и улучшают мозговое кровообращение, заниматься необходимо ежедневно, предпочтительно в утреннее время .

Народные средства

Народные рецепты предполагают доступные и недорогие способы лечения заикания в домашних условиях.

  1. Щепотку травы гусиной лапчатки смешать в стакане охлажденного вина или молока, довести до кипения, охладить. Процеженную смесь пить в подогретом виде по утрам.

    Отвар способствует снятию спазмов сосудов мозга, при растворении травы в воде лечебные свойства отсутствуют.

  2. Смешать 3 капли сока цветков и листьев белого ясенца и 3 капли сока жгучей крапивы, держать на языке в течение 5 мин., повторять процедуру в течение 2 недель каждые 2 часа.
  3. 5 гр руты душистой залить 0,5 л кипятка, держать на небольшом огне в течение 5 мин, использовать процеженный отвар для полоскания горла и рта, не глотать. Процедуру повторять несколько раз в день ежедневно в течение 2-3 недель.

Особенности психического и эмоционального развития ребенка, страдающего заиканием

Врожденные отклонения в интеллектуальном и психологическом развитии у людей с заиканием отсутствуют, но патология серьезно влияет на развитие познавательной сферы в дошкольном и школьном возрасте.

Языковые трудности приводят к проблемам в общении со взрослыми и сверстниками, что вызывает сложности при получении и усвоении информации.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с заиканием:

  • низкий самоконтроль;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • постоянные переживания из-за заикания;
  • частое пребывание в состоянии эмоционального напряжения;
  • преобладание астенических эмоций (страх, печаль и т.д.).

Сфера социально-психологических отношений

У большинства пациентов с логоневрозом присутствуют затруднения при налаживании контактов .

Характерные поведенческие черты:

  • замкнутость;
  • избегание общения;
  • стремление к одиночеству;
  • закрытость перед новыми социальными контактами;
  • нервная неустойчивость;
  • раздражительность, тревожность;
  • страх говорить;
  • скованность в присутствии других людей.

Заикание может стать серьезной проблемой при создании социальных связей, так как успех в коммуникативной сфере считается одним из важных условий профессионального, семейного и личностного благополучия.

Профилактика

Предотвратить возникновение заикание позволяют следующие профилактические меры :

  • правильная атмосфера в семье, отсутствие скандалов и неурядиц;
  • правильная речь у взрослых, речь ребенка не должна быть перегружена сложными словами, вызывающими затруднения при произношении;
  • не рекомендуется читать на ночь страшные сказки, это может привести к ослаблению нервной системы, на фоне которой возникает заикание;
  • соблюдение режима дня, регулярные физические нагрузки;
  • отсутствие эмоционального перевозбуждения, которое может привести к сбивчивости и захлебываниям в речи;
  • своевременное лечение простудных и инфекционных заболеваний;
  • ограничение общения с заикающимися родственниками и знакомыми.

Чаще всего заикание появляется у детей в двух-, пятилетнем возрасте, особенно активно патология развивается на фоне ослабленной иммунной системы.

Важную роль играет также обстановка в семье, спровоцировать речевые дефекты может грубое обращение окрики, постоянная критика.

При появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к неврологу, логопеду и психологу .

В настоящее время существует множество способов лечения патологии: прием медикаментов, массаж, гипноз, народные методы, дыхательная гимнастика.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Мальчики болеют почти в 4 раза больше чем девочки, и очень часто логоневроз из детства переходит

во взрослую жизнь

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – энцефалиты, менингиты.
    • Травмы – ушибы головного мозга, сотрясения.
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Если ищите реабилитационный центр для восстановления,

Где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

ЕСЛИ ПРИ РАЗГОВОРЕ МАЛЫШ ЗАПИНАЕТСЯ

В лексиконе малыша с каждым днем появляются новые слова, и вдруг вы заметили, что он повторяет некоторые слоги, слова или фразы: “Да-да-да-дай мне сок”. Малыш начал заикаться или его в этот момент что-то напугало? Для начала не стоит паниковать. Первые несколько дней просто понаблюдайте за сорванцом. Можете также записать его речь на цифровой диктофон. Купить его сегодня не представляет особой сложности. Стоит он недорого, а вот по записи вы еще раз проанализируете, действительно ли есть проблема, ведь устранить ее всегда проще на ранней стадии.

В речи детей 2-5 лет часто встречаются физиологические запинки (итерации), не требующие коррекции и возникающие, когда развитие мышления опережает речевые возможности малыша. Как правило, итерации возникают у интеллектуально развитых, а также, эмоциональных и впечатлительных деток. Если вовремя заметить в речи малыша запинки, то можно предотвратить у малыша развитие заикания. Для этого необходима коррекция речи, прибегнув к помощи логопеда, и в большинстве случаев, семейного психолога.

Как отличить запинки в речи от заикания?

Попросив ребенка говорить четче. При запинках в речи, она у него улучшиться, а при заикании – ухудшится. При запинках никогда не происходит спазмов мышц щек, губ, шеи, чего нельзя сказать о заикании. Запинки в речи и заикание имеют разные причины возникновения: запинки имеют психологическую и эмоциональную природу, а заикание – неврологическая проблема. Так или иначе, неврозы у 2-4-летних деток – это причины запинок в речи, которые являются следствием проблем во взаимоотношениях в семье. Запинки в речи исчезают раз и навсегда, а заикание – может вернуться вновь.

Советы родителям

Чтобы избежать нежелательных последствий заикания, то есть сохранения данной проблемы, вот несколько советов для вас, родители:

  1. Стоит пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком: может быть, вы слишком требовательны к нему или наоборот, не формируете в сознании крохи границы дозволенного поведения. Перевес в любую из крайностей может спровоцировать физиологические запинки в речи ребенка.
  2. Следует контролировать свой темп речи, громкость голоса, темп игр: игры не должны быть чересчур возбужденными, и говорить желательно тише и медленнее. Вы можете сами не замечать, что разговариваете слишком громко или несколько агрессивно. Поэтому просто попробуйте записать свою речь на цифровой диктофон, и вы поймете, есть ли проблема.
  3. Если малыш запинается, то следует постараться успокоиться, ведь дети “считывают” настроение родителей, интуитивно понимая, что с ними что-то не так, в результате чего малыш станет волноваться и запинаться еще больше.
  4. Следует стараться соблюдать режим дня – маленький ребенок в идеале не должен играть в компьютерные игры и смотреть телевизор.
  5. “Правильная” музыка оказывает положительный психотерапевтический эффект на ребенка, поэтому старайтесь перед сном включать тихую инструментальную музыку или спокойные детские песенки.
  6. Игры с водой успокаивают и способствуют гармоничному развитию крохи, поэтому поощряйте его играть с водой: пусть переливает воду из одного ведерка в другое с помощью воронки, пипетки или губки.
  7. Устраивайте “минутки тишины”, предложив ему “послушать тишину”. Лучше это делать в парке или сквере, после чего спросить у крохи, что он услышал – пение птиц, шелест листвы, мяуканье котенка. А можно поставить малышу условие: “Давай понаблюдаем за птичкой, только молча. Кто произнесет хоть одно слово – тот проиграл!”
  8. Научить малыша слушать тишину можно с помощью песочных часов: пока песочек будет сыпаться, нужно молчать, а если кто-то заговорит, тот – проиграл. За умение слушать тишину малыша следует поощрять: дать конфету или символический подарочек.
  9. Иногда малыш должен побыть один, поэтому время от времени его следует оставлять в одиночестве.
  10. Если малыш слишком бурно развивается интеллектуально, то нервная система может не справляться, поэтому, во избежание появления запинок, малышу следует дать время успокоиться: пусть в течение месяца ничего не делает и не переутомляется.
  11. Если малыш запинается, не следует заострять на этом внимание, и просить малыша повторить слово правильно. Попробуйте вместе с малышом пропеть это слово или произнести его шепотом (при шепотной речи и пении, запинок, как правило, не бывает).

Чтобы запинки не “переросли” в заикание, следует обратиться к логопеду.

При заикании прежде всего необходимо обратиться к неврологу.


Иногда родители дошкольников замечают, как их ребенок несколько раз повторяет звуки или слоги, прежде чем произнести слово. Стоит ли беспокоиться? Может быть, ребенок заикается? Скорее всего, нет. Такое нарушение речи часто напоминает заикание, но в большинстве случаев им не является. Это так называемые физиологические запинки или итерации (повторения), которые встречаются в речи детей от 2 до 5 лет.

Физиологические запинки представляют собой возрастное нарушение темпо-ритмической стороны речи. В это время активно развивается фразовая речь, значительно увеличивается словарный запас и усваиваются грамматические категории. Так двухлетний ребенок использует около 50 слов, а пятилетний — порядка 3-х тысяч. К пяти годам ребенку предстоит овладеть многочисленными правилами склонения, спряжения, согласования слов, а также исключениями из этих правил. Происходит активное развитие мышления: ребенок сравнивает и обобщает предметы и явления, устанавливает причинно-следственные связи. При этом речевые возможности ребенка (речевое дыхание, артикуляция, программирование высказывания) могут не соответствовать развитию мышления, отставать от него. Вот почему речь детей сбивчива, хаотична, содержит много повторений. Дети при этом не замечают этих явлений, не стесняются их и не испытывают трудностей в общении.

Таким образом, физиологические запинки являются естественными, обычно наблюдаются у ребенка в течение всего нескольких месяцев и полностью исчезают к пяти годам .

При неблагоприятных условиях запинки могут задержаться на более длительное время. В некоторых случаях они приобретают длительный и стойкий характер и переходят в заикание.

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений.

Заикание бывает «запрограммированным» в организме человека в связи с нарушением нервной систем или может быть приобретенным. Причинами первого типа заикания являются родовая травма, тяжелое протекание беременности у матери, большое количество перенесенных болезней в детстве. Приобретенное заикание может возникнуть из-за сильных переутомлений, стресса, испуга, конфликтов в семье.

В отличие от физиологических запинок заикание имеет судорожный характер. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект. Заикание лишает ребенка нормальных условий общения, ведет за собой изменения в психике ребенка, переходит в логоневроз.

Дети группы риска, у которых может возникнуть заикание:

  • дети, страдавшие в раннем возрасте с пазмофилией и имеющие повышенную судорожную активность;
  • дети, имеющие в роду заикающихся лиц;
  • дети с з адержкой психического и речевого развития, алалией, дизартрией;
  • дети с ранним ускоренным речевым развитием, когда предъявляются непосильные для ребенка требования и происходят информационные перегрузки;
  • дети, имеющие в своем окружении людей с заиканием;
  • дети с тревожными чертами характера;
  • дети, наблюдающие конфликтные ситуации в семье;
  • социально депривированные дети, которые проводят большую часть своего времени за компьютером и телевизором, так как это источник информационной перегрузки нервной системы.

Для профилактики заикания родителю ребенка с запинками следует придерживаться следующих рекомендаций:

· Не показывайте ребенку своего беспокойства, не исправляйте его, не просите говорить ребенка медленно или более понятно.

· Давайте ребенку время выговориться, слушайте его с интересом, не перебивая.

· Организуйте правильный режим дня, удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

· Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации, не ссорьтесь, не кричите, будьте спокойны и сдержаны.

· Не запугивайте ребенка, не наказывайте, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном.

· Не перегружайте ребенка избыточной информацией, не соответствующей его возрасту и возможностям.

· Ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры до 10 мин в день. Выбирайте спокойные мультфильмы и игры без агрессивных персонажей, торопливой речи героев, быстрой смены кадров.

· Предъявляйте одинаковые требования к ребенку со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду.

· Если Ваш ребенок левша, не переучивайте его.

Если при соблюдении благоприятных условий запинки в речи ребенка не проходят в течение несколько месяцев, Вам следует обратиться к врачу-неврологу. При этом, чем раньше будет оказана помощь заикающемуся ребенку, тем благоприятнее прогноз в лечении заболевания.

1. Лохов М.И. Фесенко Ю.А. Если у ребенка заикание. — М., 2011.

2. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей. – М., 2007.

3. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. — М., 2011.

4. Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. Заикание. – М., 2004.

Заикание или физиологические итерации в 2,4 года? Реально испугалась..)

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Месяц назад столкнулась с такой вот проблемой:
Ребёнок неожиданно стал заикаться, резко прям. Я под это дело сразу испуг подогнала)) мало ль за день, что происходит — в общим нашла причину)
В течение 2-4 дней запинаться стал всё чаще, практически на каждом слове, ну тут я ещё подсобила, ругать стала и акцентировать внимание. Выглядит ужасно, ребёнок ещё вчера говоривший всё подряд, сложными предложениями, вдруг несколько слов связать не может. па-па-па-па-ш-ли-ли-ли..как-то так(
Вызвали невролога: пораспрашивала меня о родах — всё идеально, но возраст 32 — фактор 1, размер плода — 4,5 кг — фактор 2, стимуляция на потуги — фактор 3, у невролога, кароче, всё сраслось по факторам))) ребёнка практически и не смотрела, зато навыписывала: панагам, фенибут, отвары, ванны. телек отключить, режим молчания месяц (ребёнку вопросы не задаём и всё такое)
Попутно выяснив, что у нас с дитём совместный сон, вытаращила глаза и объяснила мне, что это чёткий путь к онанизму (тут я усомнилась в её компетенции во второй раз, в первый раз. когда она мне доказывала, что молочных зубиков 32))

Ну и пошла изучать эту тему. лекарства не давала. (глицин пару дней) За ночку в интернете уяснила, что у нас физиологические итерации, в нашем случае, когда происходит резкий скачок в развитии мышления, а сам речевой аппарат ещё не скакнул физически — этот дисбаланс приводит к таким «поломкам» речи. Успокоилась. прекратила жаластливо смотреть на ребёнка, успокоила всех родственников. и через неделю у нас всё прошло.
Итак, возможно кому-то поможет:
Запинки: заикание, обязательно судорожного характера, а физиологические итерации не судорожного. Как правило, наши врачи, гребут всё под одну гребёнку и выписывают всем одно и тоже..(
На самом деле реальное заикание у 2-3% запинающихся.
Возраст физиологических запинок: от 2 до 5 лет, обычно очень развитые детки.
Прикрепляю табличку «Сходство и различие запинок не судорожного(итерации) и судорожного характера (заикание)» ¶

Заикание или итерации

Взрослые боятся, что это заикание. Но логопед чаще всего делает заключение – «физиологические итерации». Что же это такое, и чем это явление отличается от заикания, мы и поговорим.

Специальная терминология

Физиологическими итерациями называется повторение детьми некоторых звуков или слогов, которое обусловлено возрастным несовершенством деятельности слухового и речедвигательных анализаторов. Это несовершенство обычно проявляется в период становления речи, причем ученые считают, что итерации могут проявиться не только в дошкольном возрасте, но и гораздо раньше – в период появления у ребенка первых слов, а иногда и еще раньше – в период «агуканья».

В литературе можно встретить и другое название физиологических итераций – персеверации, что дословно переводится как «застревания». Причина персевераций кроется в особенностях закрепления в памяти слов, понятий и явлений. Дело в том, что в дошкольном возрасте слуховые и кинестетические образы целого ряда слов недостаточно четкие, поэтому ребенок просто напросто ошибочно может их воспроизводить, исправлять сам себя, повторять более точную версию, а потому переставлять или повторять звуки, слоги и т.д.

Такие неточности и повторения специалисты относят к возрастным нарушениям темпо-ритмической стороны устной речи, когда итерации являются наиболее характерными и яркими недостатками в период формирования фразы, то есть после двух лет.

Когда ребенок растет, его восприятие не ограничивается минимумом: вокруг столько всего интересного и нового, названия которому малыш пока просто не знает, но очень хочет знать, а потому все слова, произносимые взрослыми, соотносятся с предметами, обозначаемыми этими словами, и усваиваются (запоминаются именно в звуковом и предметном соотношении).

В сенситивный период речи, то есть, в момент ее развития и становления, нервная система испытывает колоссальные напряжения. Судите сами: кроха знает уже много предметов и явлений, но его речевой аппарат еще не до конца сформирован, а потому мышление просто опережает речевые возможности говоруна, из-за этого он и совершает эти самые физиологические запинки и повторы, поправляя сам себя. К тому же речевое дыхание так же несовершенно (оно еще не оформлено), и возможность произнесения длинных фраз затруднена психологически по причине того, что моторная реализация речи отстает от психической стороны речевой активности.

На этапе формирования речи логопеды, психологи и внимательные родители отмечают такие особенности детской речи, как повторы отдельных слогов или слов. Сами же говоруны не замечают за собой эти недостатки, так как для них это просто самосовершенствование речи. Именно поэтому логопеды говорят о том, что итерации подобного рода не влияют на процесс становления речи и коммуникативные навыки ребенка, и речевое общение остается в норме.

Для ребенка в возрасте от 2 до 5 лет важным становится познание мира: он уже много знает, но интерес распространяется на другие незнакомые предметы и явления – это классический вариант «почемучек». Стремление узнать гораздо больше, чем уже есть в памяти, провоцирует высокую эмоциональную насыщенность познавательной и речевой деятельности: пассивный словарь обогащается, ряд слов входит в активный словарный запас, но речевой аппарат еще физиологически не может выговорить все правильно. Или память выуживает незнакомое слово, которое очень знакомо по звуковому или зрительному восприятию, поэтому его хочется ввести в активную речь, а потому ребенок тренируется, «спотыкается», переставляет звуки и слоги, некоторые слова произносит нечетко, повторяет их снова и снова, доводя до нормы (в детском понимании).

С точки зрения взрослого человека, не посвященного в тайны развития речи маленького говоруна, это выглядит как хаос слов и слогов, разбросанность их в предложении, нечеткое произношение и неверное оформление фразы. А посвященные родители понимают, что это особенность речевого периода растущего ребенка.

Поправлять? НАДО!

Чтобы эта особенность не переросла в патологию, ребенку требуется постоянное общение с окружающими: слыша нормальную в плане фонетики, грамматики и синтаксического оформления речь, карапуз совершенствует свои речевые навыки. Кроме того, важно и педагогическое воздействие взрослого человека: ненавязчиво поправляя ребенка, подсказывая правильные варианты слов и синтаксических конструкций, сами родители помогают закреплению в памяти правильных, четких и прочных слуховых и кинестетических образов слов, словосочетаний и даже отдельных предложений.

В результате такого воспитательного воздействия итерации как явления переходного периода становления речи проходят. И уже к 4-5 годам ребенок способен самостоятельно управлять своим речевым потоком и в плане артикуляции, и в плане соотношения «слово-предмет». При правильном родительском отношении к физиологическим итерациям самоконтроль становится для ребенка нормой, и он при необходимости сам уже вполне спокойно и без запинок исправляет допущенные фонетические ошибки.

Если же ребенок ослаблен постоянными болезнями, если в анамнезе имеется родовая травма, или беременность была осложненной, если в период становления речи родителями допускались систематические речевые ошибки, или педагогические приемы были выбраны неверно, физиологические итерации могут задержаться на более длительный срок или даже перейти в заикание.

Отличие от заикания

Внешние проявления заикания весьма напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической формой заикания.

При этом запинки и паузы проявляются и после периода становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время (более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи. Если итерации появляются в речи как показатель развития и совершенствования познавательной активности и формирования словаря и грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.

Если внимательно наблюдать за речью своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками», отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения которого важно своевременное обращение к логопеду.

Если вы сомневаетесь, физиологические итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам – ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в будущем такая работа принесет свои плоды.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

ЗАИКАНИЕ — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки , а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи — это запинки несудорожного характера.

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

Давайте ребенку время говорить без перерыва.

Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.

Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

Будьте спокойны и сдержаны.

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

— употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

— повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

— делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

— затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). — такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

Но если этого не случилось, то Вашему ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

Для устранения рецидивов возникновения заикания следует придерживаться некоторых правил:

www.logopedspb.ru

ЗАИКАНИЕ, нарушение речи, характеризующееся запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи, возникновении чувства страха и стыда.

В большинстве случаев заикание начинается в детстве и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. В отличие от заикающихся взрослых большинство заикающихся детей выздоравливает спонтанно. Заикание чаще бывает у мальчиков, чем у девочек, иногда возникает у нескольких членов семьи. Оно редко встречается в примитивных сообществах; некоторые ученые связывают это в основном с тем, что в таких культурах от детей меньше требуют послушания или каких-либо достижений.

Почти все заикающиеся способны говорить плавно, когда они одни, либо читают с кем-то в унисон, либо эмоционально увлечены, либо поют, шепчут или говорят на каком-либо диалекте, либо существенно изменяют свой голос, дыхание или манеру говорить, а также во многих других случаях. Заикающиеся испытывают особенные трудности при общении в сложных ситуациях, например при выступлении перед слушателями, в спешке, когда стремятся получить одобрение или чрезмерно сосредоточены на себе и своем заикании.

Большинство запинок при заикании представляют собой повторы или продление начальных звуков или слогов либо полную остановку на начале слова или слога. Запинки могут сопровождаться непроизвольными движениями мышц лица, шеи, конечностей, а также вставками посторонних слов или звуков. Эти «вторичные» симптомы, возникающие как реакция на запинки, усугубляют впечатление затрудненности и неуверенности речи заикающегося. Кроме того, у заикающихся часто отмечаются такие явления, как страх различных слов или звуков, стремление использовать синонимы или иносказательные обороты, чтобы избежать пугающих слов, попытки уклониться от ситуаций, где надо говорить, раздражение в адрес слушателей, когда те пытаются подсказать слово, отводят глаза в моменты особой судорожности речи или же советуют говорить медленнее и не волноваться.

Причины заикания неясны. Было предложено много теорий, но ни одна не получила широкого признания. Некоторые ученые считают, что заикание частично объясняется органическими нарушениями: например, заикающимся не свойственна выраженная в норме доминантность одного полушария головного мозга над другим. Другая органическая теория утверждает, что у заикающихся иной тип слухового восприятия, в результате чего они слышат собственную речь чуть-чуть с запозданием (на доли секунды). Это предположение основано на том, что люди с нормальной речью часто начинают говорить с заиканием при задержке слухового восприятия собственной речи. Есть теории, которые рассматривают заикание преимущественно как приобретенное поведение. Согласно одной из таких концепций, существующей в разных вариантах, заикание возникает как реакция напряжения или как неуверенность в речи, отражающая детскую убежденность в том, что говорить трудно. Таким образом, предполагается, что заикание происходит вследствие речевых неудач ребенка или чрезмерного давления на него со стороны окружающих; например, оно может порождаться тревожными или слишком требовательными взрослыми, которые пытаются поправлять нормальные сбои в речи ребенка, усматривая в них речевой дефект. Психоаналитиками была разработана иная теория заикания как приобретенного поведения, усматривающая в нем симптом невротического конфликта или неудовлетворенных потребностей, например бессознательной попытки получить оральное эротическое удовлетворение или не допустить выражения запретных мыслей и чувств.

Лечение заикания чрезвычайно разнообразно. Многие методы дают немедленный результат, но специалисты резко расходятся в оценке их долговременных эффектов. К числу основных приемов относятся замедленная или же ритмизированная речь и другие изменения нормального стиля речи. В некоторых методиках применяются мягкие формы наказания за заикание и награды за беглость речи. Для страдающих заиканием разработаны специальные устройства, либо отбивающие ритм, с которым можно координировать речь, либо создающие шум для блокировки слуховой обратной связи.

Для лечения заикания используются также гипноз, релаксация, медикаментозные средства, дыхательные упражнения и многое другое. Ряду больных удается помочь, но всегда сохраняется опасность рецидива. В большинстве случаев лечение в детском возрасте дает более надежные результаты, но в целом заикание остается одной из нерешенных проблем речевой патологии.

Очень часто мне задают вопрос. Что с моим ребенком, он стал запинаться и повторять слоги и слова? У него, что-заикание? Сегодня я бы хотела разделить 2 логопедических понятия понятия: "итерации" и "заикание"

Физиологические итерации

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. Однако преобладает точка зрения, что у большинства детей (в 80 % случаев) итерации наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи. Ф. А. Рау также говорил о подобных явлениях детской речи, отмечая их как персеверации (застревания). Причину этих явлений он видит в том, что у дошкольников слуховые и кинестетические образы многих слов ещё недостаточно четки. А нечеткость словесных образов приводит к ошибочному их воспроизведению. Вот почему речь детей содержит много повторений, неточностей, перестановок.


Физиологические итерации относятся к числу возрастных нарушений темпо-ритмической стороны устной речи и наиболее ярко они проявляются в период формирования фразовой речи, то есть с 2-х лет.

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Физиологические запинки, повторения в речи ребёнка являются следствием того, что развитие мышления ребёнка опережает развитие его речевых возможностей, которые, в свою очередь, ограничены периодом формирования самой речи и её аппарата. А также выявляется значительное несоответствие между пока ещё недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности её моторной реализации.

В период формирования речи отмечается следующая её особенность: дети повторяют некоторые звуки или слоги. Причём сами они не замечают подобных явлений, и, следовательно, такие итерации не препятствуют нормальному речевому общению. К этому периоду ребёнок уже многое понимает, а ещё больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими эмоционально насыщены. Все это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами.

Подобное состояние речи у детей является естественным на определённом этапе их развития. Постепенно благодаря постоянному речевому общению ребёнка с окружающими, их воспитательному воздействию в результате систематической речевой практики к 4-5 г. у детей полностью исчезают такие переходные явления, как итерации и другие несовершенства фонетики. А это означает, что в коре головного мозга ребёнка образовались четкие, прочные слуховые и кинестетические образы слов и словосочетаний. И в дальнейшем ребёнок оказывается в состоянии не только управлять работой своих речевых органов, но и контролировать её, а в случаях необходимости исправлять допущенные фонетические ошибки. Однако при нервной ослабленности ребёнка, других неблагоприятных факторах (болезни, травма, неправильные педагогические приемы) физиологические итерации могут задерживаться у ребёнка и в дальнейшем перейти в заикание.

Заикание внешне также выражается различными видами речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество итераций часто наблюдается у детей с невротической формой заикания, что нередко привлекает внимание окружающих. Но если в норме наибольшее количество итераций совпадает с интенсивным периодом формирования развернутой фразовой речи и ограничено во времени 2-3-мя месяцами, то у детей данной группы количество итераций может оставаться значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Физиологические итерации относятся к запинкам несудорожного характера. Причины возникновения запинок несудорожного характера:

  1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребёнка. Речевые запинки здесь — результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребёнка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки);
  2. Задержки психофизического развития в результате перенесённых болезней, травм, неблагоприятной наследственности;
  3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования;
  4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь;
  5. Неблагоприятное речевое окружение.

Таким образом, итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников.

Заикание- это нарушение речи, которому свойственны запинки судорожного характера. В речевой мускулатуре возникает судорога, которая не позволяет ребенку говорить плавно, без запинок!!!

Отличие от заикания


Внешние проявления заикания весьма напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической формой заикания. При этом запинки и паузы проявляются и после периода становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время (более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи. Если итерации появляются в речи как показатель развития и совершенствования познавательной активности и формирования словаря и грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.

Если внимательно наблюдать за речью своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками», отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения которого важно своевременное обращение к логопеду.

Если вы сомневаетесь, физиологические итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам – ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в будущем такая работа принесет свои плоды.