Пантомимика позы. Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении план-конспект занятия (9 класс) на тему. · сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся воз

Пантомимика связана с состоянием “мышечного панциря”, степенью напряжения различных мышц тела, отражающих эмоциональное состояние.

Полезно обратить внимание на осанку, которая выражает вялость (сутуловатая, сгорбленная, опущенные плечи). Волочат ноги, смотрят вниз, руки в карманах - угнетены. Осанка может выражать бодрость, уверен­ность (прямая спина, развёрнутые плечи).

Походка и рукопожатие. Идут быстро, размахивая руками - имеют ясную цель и собираются действовать. Руки в карманах - скрытны и критичны. Самодовольные - подбородок задран, руки интенсивно двигаются, ноги словно деревянные - походка авторитарного лидера организации.

Индикатором внимания, слушания является открытая поза (отсутствие перекреста рук я ног), наклон тела к клиенту («мы с тобой равны сейчас»), а также темп дыхания (слушаем, затаив дыха­ние), типичная поза слушания - рука у щеки, голова слегка склонена набок, сосредоточенный взгляд, поднятые плечи.

Справиться с сильными чувствами, которые по какой-то причине могут возникнуть у консультанта (гаев, обида), помогут скрещенные лодыжки, руки, вцепившиеся в подлокотники «замки».

Собеседник смущен, растерян и пытается ободрить себя, если он почесывает затылок, потирает разные части головы, повторных закручивает и раскручивает ручку или какой-то посторон­ний предмет, закусывает губу, ерзает на сту­ле, и т.п.

Мимику трудно контролировать. Полезно научиться снимать напряжение мышц лица, а лучшим способом здесь является улыбка.

Не следует забывать, что улыбка может быть не только приветли­вой и доброжелательной, но и неуверенной, ироничной, критичной, скептичной (искривление рта), осуждающей ухмылкой.

Очень мешают успешному ведению консультации невербальные знаки, которые выражают:

агрессивно-жестокое отношение к ситуации, когда взгляд направлен прямо в глаза партнера, губы твердо сжаты, брови нахмуре­ны, речь сквозь зубы;

отрицания собеседника, когда тело отклонено назад, руки сложены, голова вперед, взгляд исподлобья, касание носа и мочек ушей;

критики - корпус наклонен в сторону от собеседника, ладони подпирают подбородок, указательный палец направлен вверх вдоль щеки, почесывание подбородка;

недоверия, подозрения - сцепленные руки, если при этом боль­шие пальцы начинают двигаться, то это сигнализирует о потребности в усилении уверенности, о желании перестраховаться;

доминантиости - похлопывание по плечу, рукопожатие сверху;

скуки - постукивание по столу, по полу ногой, щелканье колпач­ком ручки, голова лежит в ладони, т.е. рука подпирает голову, глаза полуприкрыта или пустой взгляд, машинальное рисование на бумаге.

Если невербальная коммуникация расходится с вербальной, если мимика и жесты,интонация, не подтверждает слова, то верят больше лицу и интонации.

1. Изучение история развития пантомимы.

Объяснение педагога:

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

2.1.Объяснение педагога :

Эмоция- проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

Мимика- (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций . Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

2.2.Упражнение «Эмоциональные маски».

1) Объяснение педагога:

Ребята как вы думаете можно выразить эмоции с помощью одной мимики? Давайте вместе попробуем?

2) Выполнение упражнения:

Давайте покажем грусть : Уголки губ опускаются, глазки смотрят в пол.

А теперь радость: Губки расходятся в улыбке, глазки «горят», руки могут подняться в верх.

А теперь представьте удивление: Глазки широко открыты, рот может тоже приоткрыться («аж челюсть отвисла»)

Задумайтесь все ненадолго, как будто вспоминаете таблицу умножения: Глазки поднимаются в правый верхний угол, кисти касаются лица, спина чуть согнута.

2.3.Упражнение «Передай маску».

1) Объяснение педагога:

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

2)Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

-груст ь через руки;

Гордость через спину;

-радость через лицо;

-страх через руки;

-радость через руки;

-страх через ноги;

-радость через ноги;

-удивление через руки;

-задумчивость через лицо.

3) Коррекция: оказание помощи педагогом по ходу выполнения упражнения.

Спасибо. Молодцы!

Итак, ребята, мы, выполняя упражнения, показывали различные эмоции через жесты и мимику. А какие части тела нам в этом помогали?

Дети: руки, ноги, лицо.

Правильно. Но не только. Нам помогала даже спина. А иногда мы с вами одну и ту же эмоцию могли выразить через разные части тела. А как вы думаете, от чего это зависит? Почему одному человеку проще выразить эмоции через руки, а другому через ноги или лицо?

3.Освоение понятия «характерность». Взаимосвязь эмоций и характера персонажа.

3.1. Объяснение педагога (сопровождаемое презентацией)

Демонстрация презентации

Характером обладают абсолютно все люди, но при этом мы все уникальны. Нет людей с одинаковыми характерами. Ведь характер это и есть совокупность человеческих черт, определяющих его поведение. Один человек всегда позитивно смотрит на мир и во всем старается увидеть положительные стороны, другой напротив, все воспринимает чересчур мрачно. Скажите, мимика этих людей будет отличаться?

Дети: Да

Конечно. Один будет много улыбаться, его жесты будут ритмичными, но при этом мягкими, другой будет с мрачным лицом, уголки его губ будут опущены, жесты резкими и угловатыми. Характер персонажа, которого вам предстоит играть, во многом определить ваше поведение на сцене. Но возникает вопрос: если все люди уникальны и характеры их не повторяются, то как же сыграть другого человека достоверно. Ведь его характер отличается от вашего собственного… Здесь актеру на помощь приходит такое понятие как характерность. Как вы думаете, что это такое?

Дети отвечают

Характерность это совокупность таких черт, которые могут соответствовать некоторой группе характеров. Например, капризная избалованная «принцесса» или храбрый «рыцарь» и многие другие. То есть актер должен уметь подмечать такие сходства, которые объединяют людей и использовать эти черты на сцене.

Кроме того, во многих спектаклях часто возникают некоторые «паузы», т.е. сцены где текст отсутствует. Но сценическое действие продолжается. Т.е. мы продолжаем вести линию поведения своего героя-образа без помощи слов. И для того, чтобы не превратить сцену в «цирковую арену» и не вызвать смех зрителей неуклюжими попытками заполнить образовавшеюся пустоту, мимика должна соответствовать внутреннему состоянию вашего героя и его сценическому характеру.

3.2. Использование пантомимы для выражения характера и эмоционального состояния

Упражнение «Реакция на событие»

Подойдите пожалуйста к моему столу. Вы видите на нем карточки, повернутые вниз текстом. Каждый из вас возьмет одну карточку с заданием. В ней описана определенная ситуация и характерные черты вашего персонажа. Ваша задача обыграть эту ситуацию без слов, т.е. при помощи пантомимы.

Выполнение упражнения:

Упражнение выполняется каждым учащимся индивидуально, поочередно.

Коррекция: Педагог осуществляет помощь каждому ученику во время выполнения упражнения.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

Поза - это положение тела. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А. Шефлен.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.

Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.

- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д.

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальным средствам общения.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных разновидностей речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциоплпьных реакций мы, как правило, более правдивы, чем и прощ еее вербального общения.

20. Общение, образование, культура. Место общения в развитии человека.

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Изучают выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений:

1 - самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении;

4 – наличие творчества – охотное освоение новых дел, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности;

5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на различные дела;

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Например, развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением, профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

Понятие "психологическая культура" системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

Гносеологического;

Процессуально-деятельностного;

Субъективно-личностного.

Рассмотрим содержание каждого аспекта более детально.

В гносеологическом аспекте анализа мы следуем выделенным компонентам культуры: нормы, знания, значения, ценности, символы.

Культурные нормы человека связаны с нормативностью социального поведения, его ролевыми функциями, социальными ожиданиями и т.д.

Психологические знания как результат процесса познания людьми самих себя, других и как результат развития науки, выраженные в представлениях, понятиях, теориях, могут быть как научными, так и житейскими, обыденными, как практическими, так и теоретическими.

Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде и т.д.

Символы в сфере психологии могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

Ценности являются одним из наиболее сложных компонентов психологической культуры, как в плане определения, так и в плане их присвоения ребенком. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Таким образом, одной из центральных проблем содержания психологического образования является определение того, что, когда, в каком объеме и на каком уровне сложности представить для освоения в различные возрастные периоды из огромного "багажа", накопленного психологией за время ее существования, а также психологического опыта, накопленного мировой практикой и представленного в художественной литературе, фольклоре.

Процессуально-деятельностный аспект анализа психологической культуры определяется кругом и содержанием задач, которые предстоит научиться решать человеку, и организацией деятельности по ее освоению.

В субъективно-личностном аспекте анализа те компоненты, которые объективно представлены в культуре, характеризуются как ставшие достоянием личности, присвоенные субъектом культуры. В этом плане могут быть выделены и проанализированы культура общения, речи, поведения, чувств, мышления и т.д.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В нее входят:

1)Обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей.

2)Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.).

3)Психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Образ культуры проецируется в современные типы образовательного процесса, и ее воспроизводство осуществляется в образовании. В этой связи актуальным и своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и рассмотрение его содержания как важнейшей составляющей общей культуры человека.

Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности:

1)широкое общекультурное образование;

2)потребность быть культурным человеком;

3)желание иметь психологическую культуру;

4)потребность быть носителем психологической культуры;

5)чувствительность к психологическому опыту, опыту собственной жизни;

6)осознанность мыслей, чувств, поведения;

7)способность к проблематизации событий собственной жизни;

8)конструктивное, творческое осуществление собственной жизни.

Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей, действий и
средств общения.

Общение как культурный и межличностный фактор.
Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению.

Общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п.
Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет.

В общении осуществляется обмен информацией между людьми . Информационно - коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.
Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку, и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и
который в немалой степени определяет само мироощущение.
Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции
органически сливаются, независимо от его формы.

Развитие человека – это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни, характер его протекания определяется во многом окружающей средой, но вместе с тем зависит от личностных характеристик и свойств человека.

Первоначальное развитие человека рассматривается в психологии как переход от простого, нераздельного тождества индивида и рода к выделению единичности. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.

Л. С. Выготский описал признаки развития, наиболее важными из них являются дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Также он различал два типа развития. Преформированный тип развития представляет такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и конечный результат. Непреформированный тип развития не предопределен заранее, он не дает конечных форм.

Л. Ф. Обухова отмечает, что развитие, прежде всего, качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых

механизмов, процессов, структур.

В.С. Мухина считает, что развитие личности определяется не только врожденными особенностями и социальными условиями, но и внутренней позицией – определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе.

В самом общем виде «развитие личности», по мнению В. А. Петровского, есть становление особой формы целостности, которая включает в себя четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения, субъекта самосознания. Развитие совершается во «внутреннем пространстве личности», но это пространство его связей с другими людьми.

А.Н. Леонтьев отмечал, что процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Главное то, что этот процесс протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности человека к той или иной группе, среде.

Потребность в развитии и саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и к взаимопроникновению - в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивных, дружелюбных, так и негативных, конфликтных, иногда в агрессивных формах.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения.

Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно - исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
- оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
- оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
- оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Примечание: то, что я считаю наиболее важным выделено ЖИРНЫМ шрифтом, остальное для полноты понимания материала, выбор остается за Вами использовать их при подготовке или нет, но я советую их просмотреть!

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Если говорить о пантомимике, о жестикуляции, то в основе поведения жестикуляции истероида заключаются жесты широкие, которые демонстрируются вне тела.

Жесты не только широкие, но и достаточно динамичные. Большое число кистевых движений. Статические позы, как правило, демонстративны, чтоб всем было видно, что это вот истероид. Как у мужчин, так и у женщин, у истероидов присутствует большое число женских сигналов тела. Это касается как мужчин, так и женщин. Что такое женские сигналы? Это, как правило, кистевые движения, а также движения рук от бедра вверх. Чего, например, представителям таких вот атлетических и дисплаксических форм несвойственно. Если говорить о мимике, то базовая эмоция на лице, как правило – это сенсорная радость. То есть удовольствие. Если посмотреть на людей истероидного типа, пожилых людей, то у них на лице отражается эта эмоция, эмоция радости. Если возникает ситуация, когда нужно себя продемонстрировать, то из-за демонстрации позы различного рода таких вот поз, с помощью которых можно привлечь к себе внимание, появляются вздернутые вверх носы, подбородки. И проявляются на лице и в теле эмоции гордости, тщеславия. Естественно, когда истерода что-то не устраивает, он перескакивает из эмоции в эмоцию, проявляет капризность для достижения нужного ему результата.

Общение и поведение:

Давайте рассмотрим основные поведенческие качества, которые присущи людям истероидного типа. Как мы уже говорили, пантомимика, движения, жестикуляция, другие невербальные формы, жесты носят элементы обязательной театральности и зависят от той роли, которую в данный момент истероиду приходится играть. Нужно понимать, что истероид, как правило, в любых контестах артистическая натура. Именно вот этот вот навык играть разные роли во многом определяет успешность или не успешность истероида в жизни. Истероид при том всегда заботится о своей привлекательности. Он хочет, старается быть в центре внимания компании, красноречив, эмоционален. Он умеет увлечь людей своей идеей. Очень быстро и легко приобретает друзей. Старается быть изобретательным в проявлении чувств. Мнителен, самолюбив. Бывает часто мним, хотя это не всегда является искренним эмоциям. Особенностью истероида как раз заключается в том, что он очень хорошо и тонко чувствует эмоциональное состояние других лиц. Может обладать способностью лидера. Вот и из-за того, что не хватает ресурсности, он может распределить функциональные роли в руководимом им коллективе. Нужно понимать, что истероид любит комфорт и старается испытывать его в окружении с другими людьми. Не склонен к терпению. Плохо переносит невнимание окружающих. Ожидание и неопределенность достаточно быстро дезадаптируют его и он в данном случае переключается на какое-то другое дело. Нуждается в эмоциональной разрядке. Как правило, может быть хорошим оратором, увлекать массы. Имеет хорошее чувство интуиции. Зачастую использует его для достижения своих результатов. Склонен идеализировать взаимоотношения с людьми. Стремиться к более статусному поведению, более статусному уровню. Как правило неудовлетворен своими отношениями в семейной жизни и поэтому может менять партнеров во время семейной жизни за счет того, что романтичен, романтичен и требует к себе повышенного внимания. Любые проявления сердечности, как правило, носят отклик театральности. Как писал Карл Юнг, данный тип пользуется прекрасными отношениями с окружающими его людьми, но иногда случается высказывать суждения беспримерной бестактности. Эти суждения происходят из-за его мало дифференцированного и мало сознательного мышления, которое лишь частично находится под его контролем и к тому же недостаточно обусловлено объектом и поэтому может действовать, совершенно ни с чем не считаясь.



Такие люди, обладают определенным уровнем комформости, стремятся к утверждению гармонии в сфере межличностных отношений. Формируется склонность декларировать оптимизм, то есть делать хорошую мимику при плохой игре. Истероиду присущи такие качества как тщеславие, честолюбие, эксгибиционизм, стремление нарушать преграды, поставленные моралью общества, иногда появляется беззастенчивая распущенность. Он склонен к соперничеству, настойчив в достижении цели. У истероида состояние стресса обычно вызывается повышением требований и нагрузок. Дистресс проявляется уходом в болезнь, обилием соматических симптомов конверсионного характера, носящий отпечаток условной желанности и трудностей межличностных, особенно семейных отношений. В случае сложностей, старается подчеркивать свое какое-то болезненное соматическое неблагополучие, в сочетании с наклонностью отрицать трудности социальной адаптации. В общем-то, эмоциональная незрелость, дисгармоничный инфантилизм, завышенная самооценка, ограниченность интересов, ориентирован на внешнего наблюдателя, игнорирование критических замечаний со стороны окружающих, самолюбование, бесцеремонность поведения, стремление быть в центре внимания любой ценой. Все это позволяет успешно играть непродолжительные, в общем то, одноактные роли.



Говоря о эмоциях, чувствах и сексуальных форматах, то здесь нужно понимать, что истероид старается в общем то проявлять определенную наступательность, эволюционность. Как правило, любит громко, чтобы все видели. Отношения демонстрируются. Истероид хвастается отношениями, практически демонстрирует свою успешность. Свадьба в виде такого достаточно большого шоу, с большим числом гостей. Истероиду очень важно показать, насколько он велик. Как правило, обычно это мероприятие проходит за счет какого-нибудь спонсора, либо если говорим о мужчине, то это за счет возможно состоятельной супруги. Если мы говорим о молодой девушке, то это за счет, например, состоятельных родителей. Интимную близость он рассматривает, как искусство. Его секс, как правило, театрализован. Однако, интересные вещи, мы говорили о таком понятии как беззастенчивая распущенность. Поэтому, у истероидов есть такое понятие как склонность к бисексуальности. При этом еще одну черту необходимо отметить – демонстративный садомазохистский игр. Вопрос в том, что скорее всего истероид может даже не принимать участия в би сессии, однако поговорить и рассказать об этом, это очень важно, потому что это еще один способ привлечения к себе внимание. Как правило, люди истероидного типа, как мужчины, так и женщины стремятся секс каким-то образом украсить. Большое число должно быть предметов сексуального, сексуальных аксессуаров. Еще таким интересным форматом, автору пришлось наблюдать в одной квартире спальню, в которой был на потолке большое зеркало. Задав вопрос хозяйке квартиры, она ответила, что очень любит наблюдать за интимными отношениями с мужем в зеркалах, которые окружают ее повсюду, причем зеркала на потолке.

Криминальное поведение:

Как правило, истероиды, с точки зрения совершения преступлений, совершают какие вещи: мелкие кражи, это совершение мелких мошенничеств, в частности, кредитные вещи, это небольшое воровство, когда есть легкие доступные деньги. Истероид с большим трудом пойдет на ситуацию, когда нужно пройти сквозь несколько рубежей защиты, поскольку у них все-таки слабая нервная система, есть эмоция страха, с которой истероиду зачастую сложно совладать. Они проявляют простые мошеннеческие схемы, не требующие сложного изобретательства, которые, например, могут быть связаны с экстросенсорикой, с точки зрения мошенничества. Либо проявление махинаций с недвижимостью, поскольку там есть определенные модели, которые позволяют получать достаточный для истероида заработок. Для истероидов один из самых простых элементарных способов, которые они могут реализовывать себя - это секты, они могут становиться разного рода одиозными лидерами. В данном случае посмотрите на секту “Церковь объединения” или же на секту “Новое поколение”. Как правило, истероиды идут на тяжкие преступления во имя каких-то эгоцентричных вещей. Как правило, сами не совершают убийства, но могут быть подстрекателями к убийству. Убийства и тяжкие преступления совершают люди эпилептоидного типа. А вот истероиды, скорее всего, выступают подстрекателями, либо же совершают убийства при наличии в их характере какой-либо психопатологии. В связи с этим, говоря о детекции лжи, следует отметить, что, когда истероид совершил какое-то действие, он верит в то, что он говорит. Если во время беседы, во время коммуникации с истероидом, вы не зафиксировали факт преступления, то через некоторое время истероид вытесняет из сознания и из бессознательного эти механизмы. Из памяти вытесняется все то, что человек совершал. И нужно с большим трудом добраться до нейрологической структуры памяти для того, чтобы понять, что сделал человек.

Как они лгут:

Как же будет вести себя истероид в ситуации, если он причастен? Поскольку основной механизм психологической защиты у истероидов является отрицание, которое может потом постепенно перейти в истерию, то поведенческий сценарий в случае получения какой-либо доказательной базы будет проявляться следующим образом: он может начать имитировать болезнь, заявлять что ему очень плохо, что он нехорошо себя чувствует для этой беседы, для этого разговора. Попытается перенести разговор в другой контекст, на другое время, он будет ссылаться на то, что он сейчас не готов каким-то образом вести коммуникацию. Если будет понятно, что разговор необходимо продолжить, и ему не удалось перевести разговор в другое время, в другое место, то дальше возникает модель забалтывания. Истероид пытается каким-либо образом поговорить о чем угодно: о погоде, о природе, о полиграфии, о каких-то еще инструментах детекции лжи, рассказать какую-то жизненную ситуацию, заставляющую человека его пожалеть. Если же это не помогает, то Истероид может перейти к истерике, и устроить слезы, причем, как мужчины, так и женщины, для того, чтобы человек так или иначе принял его точку зрения и не нанес вреда истероиду. Истероидность связана, с дисгармоничным инфантилизмом, детские стратегии, которые будет проявлять истероид, должны быть понятны для верификтора. Здесь очень важный момент: не нужно поддаваться на такие стратегии, потому что мы прекрасно понимаем, что это наигранность, что механизм вытеснения работает в полном объеме.