Русский парень с туркменской девушкой. Мужчинам нельзя уезжать, женщинам — носить шорты. Что известно о старых и новых запретах в Туркмении . Елена и австриец, который не переплюнул беларусов

Все туркменские племена, а также присоединившиеся к ним племена, арабского и неизвестного тюркского происхождения, живут, за незначительным уклонением, одной общей жизнью, занимаются, смотря по месту жительства, общими занятиями, имеют почти одинаковые нравы и обычаи и судятся по одному общему адату («адат» — обычное право). Поэтому в дальнейшем изложении мы будем рассматривать их как общее целое и лишь попутно указывать на резко отличающиеся особенности отдельных племен.

Родовое устройство племен

Отдельные туркменские племена, как было указано выше, имеют строго определенные территории для своих поселений и кочевий, границы которых они ревностно оберегают от захвата соседями. В каждом племени они селятся отдельными родовыми группами. Так, у текинцев наиболее резко разграниченными являются поколения «отамыш» и «тохтамыш», у которых в Мервском и Тедженском оазисах выделены отдельные территории. В других оазисах оба эти поколения составляют отдельные аулы, хотя и расположенные чересполосно. Различие этих поколений проходит красной нитью во всех проявлениях совместной жизни текинцев, даже на войне или аламанах, скачках, в борьбе, или на состязании в стрельбе соревнование происходит всегда между представителями этих двух поколений. У йомудов такую же роль играет с одной стороны род «джефарбай», с другой — «ак» и «атабай», у сарыков — роды «фаладжа» и «алаша» и у салор — «караман», «кичи-ага» и «еловач».
To же самое следует сказать и о следующих родовых подразделениях поколений «отамыш» и «тохтамыш»: «бахши» и «сычмаз» и «бек» и «векиль» в Мерве и Теджене имеют отдельные места для посевов и отдельные оросительные канавы, а потому живут совершенно обособленной экономической жизнью.
В Асхабадском уезде эти роды также имеют отдельные поселения.
Дальнейшие родовые отделения текинцев не играют уже такой видной роли в жизни племен, и зачастую живут совместно, составляя отделения одного и того же аула.
Во всех оазисах, занятых туркменами «теке», мы можем видеть аулы всех родовых подразделений, что объясняется тем, что во всяком военном предприятии туркмены тохтамышского и отамышского поколений всегда выставляли одинаковое количество всадников и получали поровну из захваченных у неприятеля территорий.

Оседлые, кочевые и полукочевые туркмены

По образу жизни туркмен можно подразделить на 3 категории: оседлые, полуоседлые и кочевые.
Первые живут в постоянных аулах по оазисам, среди своих усадеб, садов и посевов; вторые — лето проводят среди своих посевов, а на зиму перекочевывают со своими стадами в пески и, наконец, третьи, скотоводы по преимуществу, всегда кочуют в песках и вовсе не занимаются земледелием. К первому типу принадлежат племена огурджали и все тюркские племена не туркменского происхождения, а также часть туркмен, населяющих Асхабадский и Мервский уезды; ко второму типу, полуоседлому, принадлежат гокланы и большая часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов и весь Тедженский уезд и, наконец, к типу третьему, кочевому, за редким исключением, принадлежат все йомуды, атинцы аула Кодж и часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов.
По роду занятий оседлые туркмены по преимуществу — земледельцы, кочевые — скотоводы и полукочевые — скотоводы и земледельцы одновременно.
Арабские племена там, где они наделены водой, как в Атекском, Каракалинском и Серахском приставствах, занимаются земледелием, остальные же скотоводством.

Жилище, его внутренняя обстановка

Туркмены живут в аулах, состоящих из кибиток. Исключение составляют огурджалинцы, из которых многие живут в деревянных домах русского типа, гокланы и тюркские племена не туркменского происхождения и немногие туркмены в оседлых аулах, живущие в мазанках, построенных из битой глины, или сырцового кирпича.
Туркменская кибитка общего с кибитками других кочевников среднеазиатских степей типа, отличается от киргизской разве своей более плоской формой; она состоит из решетчатого остова, сделанного из ивовых палок, скрепленных в местах пересечения кусочками верблюжьей кожи, серых кошем и камышовой циновки, покрывающих этот остов снаружи. Средний диаметр туркменской кибитки равен семи аршинам.
Аулы имеют иногда до 500 и больше кибиток, которые в местах оседлости располагаются по одиночке или группами среди садов, подворных участков, или в открытом поле, причем каждая родовая группа старается поместиться вместе. Во время кочевки в песках у кочевых и полукочевых туркмен аул разбивается на мелкие родовые группы по нескольку кибиток, располагающихся отдельно, иногда на далекое друг от друга расстояние, смотря по удобству пастбищных мест вокруг одного или нескольких принадлежащих аулу колодцев.
Хозяйственная обстановка туркменской кибитки не сложна и крайне примитивна. По решетчатым стенкам внутри кибитки вешаются продолговатые ковровые сумы большого и малого размера, служащие для складывания мелких домашних вещей. Пол, за исключением места для костра посредине кибитки, устилается кошмами и паласами. По полу вдоль стенок направо от входа расставляются предметы домашнего обихода: бурдюки с водой, кувшины или кувшинные тыквы для воды, масла или кислого молока, деревянные или медные чашки, блюда, чайники и хивинский, а иногда русский самовар. Налево от входа складывается иногда целая куча теплых ваточных одеял и продолговатых подушек; тут же ставятся мешки с хлебом, вешается оружие и предметы конской сбруи. Если к этому прибавить еще люльку, один или два сундука русской работы, то мы будем иметь полную туркменскую обстановку. В такой кибитке живет обыкновенно одно, а иногда и два семейства. Средняя кибитка в области имеет 4, 6 человек обитателей.

Костюм туркмен

Костюм туркмена состоит из белой бязевой или красной шелковой рубахи, белых или темных бязевых неимоверной ширины шаровар и одного или двух халатов, надетых один на другой. Халаты бывают бумажные, стеганые на вате, с красными продольными полосками, или красные шелковые, сделанные из грубой местной шелковой материи. Иногда встречаются халаты суконные, преимущественно синего цвета или из верблюжьей материи «чекмень» местного производства. Нижний халат подпоясывается большим шерстяным шарфом. На голову туркмен надевает тюбетейку, вышитую шелком, и большую баранью мохнатую шапку шарообразной формы, а на ноги шерстяные носки и туфли без задников. Во время верховых поездок надеваются большие желтые юфтовые сапоги. Зимой все мужчины кутаются в теплые бараньи шубы.
Женский туркменский костюм состоит из красной шелковой или пестрой бумажной длинной рубашки и панталон, узко обхватывающих ногу выше щиколотки, бумажного или шелкового полосатого короткого халата, надеваемого одним рукавом на голову, головной повязки и большого шерстяного шарфа, играющего роль пояса. На ноги женщины надевают такие же чулки и туфли, как и мужчины. Грудь рубашки обыкновенно увешивается небольшими серебряными кружочками, привесками и бляшками.
На лоб надевается серебряный налобник, на руки тяжелые серебряные браслеты и через плечо серебряная сумочка, предназначенная для помещения молитв, избавляющих от дурного глаза. Боле с богатые надевают на голову шелковый расшитый шелками халат зеленого, желтого или белого цвета, смотря по тому, будет ли это молодая, пожилая или старая женщина, и различной формы ошейники, нагрудники, привески на косы и другие украшения, сделанные из массивного серебра.
Женский костюм неизменен и летом, и зимой, с тем лишь отличием, что некоторые женщины надевают в холода небольшой стеганный халат; шубы женщины не носят вовсе.
Как туркмены разных племен, так и арабские и иные тюркские племена, живущие в области, носят один и тот же костюм без всяких существенных изменений; разве некоторое различие можно усмотреть в форме носимых разными племенами шапок. Исключение составляют огурджалинцы и племена, населяющие восточный берег Каспийского моря. Находясь с давних пор в торговых сношениях с Россией, племена эти одеваются преимущественно в ткани русского производства, а мужчины в русское сукно. Самый костюм огурджалинцев и прибрежных йомудов несколько изменился: мы видим у многих из них под халатом чекмень, напоминающий таковой же кавказских инородцев; изменился также покрой халата и обувь.

Антропологический тип и характер

Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.

Умственное развитие и образование

По отношению к умственному развитию туркмен не отличается ни особенной сообразительностью, ни восприимчивостью, но в то же время он далеко не глуп и очень рассудителен.
Грамотность развита весьма слабо, и количество школ стало увеличиваться лишь после замирения края. Грамотных насчитывается по одному или нескольку человек в каждом ауле, причем каждый, умеющий читать и писать и знающий, хотя и без понимания смысла, необходимый для совершения треб набор молитв, считается муллою.
Программа туземных школ такова, что образование в них ни мало не может способствовать расширению умственного кругозора учащихся и не дает никаких положительных знаний, а обучение ограничивается бестолковым заучиванием арабских молитв и книг шариата на том же непонятном им языке.

Религиозность

Причисляя себя к мусульманам суннитского толка и последователям учения Имам Агзама, как и все другие инородцы, населяющие нашу Среднюю Азию, туркмены не фанатичны и мало религиозны.
Они имеют весьма смутное понятие о коране и о сущности мусульманского учения, ограничиваясь, за редким исключением, весьма неаккуратным исполнением мусульманской обрядности: поста, молитвы и дачи закята. «Хадж» (хождение в Мекку на поклонение) и многие другие мусульманские обряды туркменами не исполняются совершенно. Малая религиозность туркмен зависит главным образом от почти поголовной безграмотности населения и малого количества мулл, знакомых с шариатским учением.
Руководство религиозным образованием туркмен лежит преимущественно на ишанах, которые и имеют под своим наблюдением духовные школы (медресе). В общественных делах ишаны никакого участия не принимают.

Группа темноволосых парней в кожаных куртках, мокасинах, узких джинсах, из-под которых выглядывают белые носки, о чём-то оживленно беседует между собой «на своем языке». Причём происходит этот процесс настолько шумно и эмоционально, что волей-неволей пассажиры троллейбуса номер четыре, сонные и полусонные, начинают устремлять на них свои взгляды.

Уже никого не удивляет то, что в Витебске полно иностранцев. Большинство чужеземцев - студенты, которые приехали учиться в медицинский университет или ветеринарную академию. Как неадекватно воспринимают иноземных гостей некоторые белорусы - кажется, всем известно. Но как же приходится самим гостям в нашей северной столице? Стала ли она для кого-то из них родным домом, приветливым и уютным?

Бега Халлыев, 21 год, студент ВГАВМ, Ашхабад, Туркменистан


Улыбчивый, молодой, симпатичный темноволосый парень, коммуникабельный, хорошо изъясняющийся на русском языке, к тому же с хорошими манерами и воспитанием - ломает сложившиеся в моей голове стереотипы о туркменах.

Бега, скажи, пожалуйста, как ты оказался в Витебске? И почему выбрал именно ветеринарную академию?

В Витебске я уже пять лет. Недавно сдал последние экзамены и пятого июля я получу диплом об окончании ВГАВМ. Как я сюда попал? Было много вариантов, куда поехать учиться. Оставаться на родине я очень не хотел, даже специально не сдал экзамены, чтобы не поступить. Думал поехать учиться на Украину, но в Горках (город в Могилёвской области) у меня учились двоюродные братья. Отец мне и предложил поехать в Беларусь. Сказать откровенно, очень не хотел изначально в ветеринарную академию. Как сейчас помню, второго сентября (пять лет назад) произошло моё знакомство с городом Витебском (смеётся) .

Не было ли какого-то страха? Всё-таки далёкая, незнакомая страна… И сталкивался ли со вспышками агрессии со стороны местных жителей?

Конечно же, изначально был какой-то страх, было опасно, думал, что здесь, как в Москве: если ты иностранец, то нужно быть готовым ко всему. В Витебске, конечно же, поспокойнее, но ты знаешь, увы, хватало и неприятных моментов. Как-то даже довелось столкнуться с расистами и нацистами. Была даже такая ситуация, когда в одном клубе сделали вечеринку только для белорусских девушек и туркменских парней. Белорусских парней, наверное, это разозлило. И они начали драку. Даже в РОВД довелось побывать.

Так как живу в общежитии, первоначально были конфликты и здесь. Но это пока не привыкли друг к другу. Сейчас уже всё в порядке, намного спокойнее. Но многие не любят туркменов. Первая ассоциация у большинства белорусских людей при слове «туркмен» - это дикарь, который ничего не понимает. А вместе с тем у многих туркменов бытует такое мнение, что если девушка славянка, то она легкомысленна и доступна. Большинство туркменов себя ведут очень некрасиво, потому как приехали из аулов. Мне даже самому бывает стыдно за них. И, в принципе, я понимаю эту неприязнь.

Конечно же, я здесь не только учусь. Удаётся самореализоваться в творческом плане - очень нравится петь. Изначально занимался хореографией, танцевал даже в белорусском национальном костюме, теперь вот пою (было несколько сольных концертов). Пишу треки именно на русском языке - сам не знаю почему (улыбается) .

Глядя на Бегу, замечаю, что он одет по погоде и его не коснулась «туркменская мода»: мокасины, белые носки. И поэтому спрашиваю:

Бега, скажи, пожалуйста, а откуда у вас эта мода, одеваться не по погоде?

В кожаной куртке и мокасинах вы наблюдаете туркменов в морозный холодный день, потому что ребята вырываются на свободу (от контроля родителей), хотят быть красивыми, несмотря на погоду (смеётся) . Ребята на первом и пятом курсе отличаются. Они взрослеют и к концу обучения выглядят совсем не так.

Признайся, ты тоже был подвержен этому влиянию?

О нет, что ты, я так не ходил! Не люблю узкие джинсы (смеётся) .

Витебск очень понравился. Здесь я чувствую себя как дома, потому что я к Витебску привык и это мой город. Мне здесь очень комфортно, есть друзья. Даже самому не верится, что я улечу, будет совсем другая жизнь, какие-то перемены. Но очень хочется домой, так как за пять лет я знаю здесь абсолютно всё.

Самуэль Аду, 27 лет, Гана, Кумаси, африканец, студент 5-го курса ВГМУ



Скажи, пожалуйста, Самуэль, почему ты решил приехать учиться именно в Витебск и именно в ВГМУ?

Как я узнал о Беларуси? У моего отца есть друг из Витебска, сам хирург. Он и посоветовал. Я год учился на подготовительном курсе, хотел знать русский язык, так как считаю необходимым владеть языком страны, в которой находишься такое большое количество времени.

Не было ли страшно ехать в чужую страну?

Приехать в другую страну неинтересно, если не знаешь язык. Ты говоришь - тебя не понимают. Ты заходишь в магазин и берёшь то, что тебе не нужно, потому что не знаешь, как объяснить; а потом приходится это выбрасывать. Я помню такую ситуацию: приходил в магазин и хотел купить томатную пасту, а в итоге купил томатный соус, так как эти продукты для меня в тот момент были слишком похожи.

Первое впечатление о Витебске, его жителях? Были ли какие-то неприятные моменты?

Было много неприятных моментов, даже нападали на нас в Витебске. Вот для сравнения: в Минске люди ведут себя совершенно по-другому - они дружелюбны, у них, что ли, совсем другая культура, они подходят, начинают знакомиться, фотографироваться. А в Витебске совсем не так. Возможно, это связано с тем, что кто-то просто здесь родился, никуда не выезжал и считает себя хозяином города; а другим, мол, здесь не место.

Ещё был случай, когда один из наших парней просто шёл, а местный шёл сзади и плевал на него. В итоге была драка, а когда приехала милиция, то местный сказал: «Это моя страна и я делаю, что хочу». И это, увы, не единичный случай, очень много таких. Походы на дискотеку почти всегда заканчивались судом. Когда едешь в общественном транспорте, иногда приходится слышать: «Вот чёрный!», «Негр!», всякие оскорбления. Но я просто делаю вид, что не знаю русский язык, и не реагирую.

Это как-то повлияло на твоё отношение к местным жителям?

Когда тебе все говорят, что белорусы хорошие, а потом ты приезжаешь и сталкиваешься с подобной агрессией, то замечаешь, что те слова не соответствуют действительности. Но потом со временем понимаешь, что и здесь, в Витебске, есть как плохие, так и хорошие люди. Но большинство всё же хорошие. Это я понимаю сейчас, когда у меня много друзей белорусов и девушка местная.

Какое впечатление у тебя останется от Витебска?

Ну понимаешь, в Витебске, сказать откровенно, мне много чего не нравится, например, погода. Не знаю почему, но в Витебске я чувствую себя напряжённым - может быть, из-за учёбы, людей, может, из-за первого впечатления. Видимо, я просто всё ещё приспосабливаюсь. Но город действительно очень красивый и очень чистый. Когда я получу диплом, то, конечно же, вернусь к себе на родину.

Армен Викторович Баграмян, 47 лет, армянин, владелец ремонтной мастерской



Основной формой современной туркменской семьи является малая семья, обычно состоящая из супругов и их детей, с которыми иногда живут также родители мужа или один из них. Семья насчитывает в среднем пять-семь человек. Главой семьи обычно бы­вает мужчина, но семьи, во главе которых стоит женщина, не являются исключением и составляют значительный про­цент. Доходы семьи складываются из заработков всех взрослых трудо­способных членов семьи.

Женщина, если в доме нет маленьких детей, обычно работает в колхозе или на производстве; в городах, где сеть дет­ских учреждений развита лучше, чем на селе, работают также и многие женщины, имеющие маленьких детей. Все дети школьного возраста хо­дят в школу.

Малая семья в современной ее форме сложилась в последние два-три десятилетия в результате переустройства хозяйства и быта в Советских республиках. Большую роль сыграли декреты и постановления Советской власти, направленные на ликвидацию неравенства женщин, упорядочение семьи и т. д. После земельно-водной реформы не стало безземельных и малоземельных семей, укрепилась малая семья. На I съезде Советов Турк­менской ССР в феврале 1925 г. было отменено брачное право на воду, по которому владеть наделом поливной земли мог лишь женатый мужчина; по новому закону водой и землей наделялись и все неженатые взрослые сыновья, выделившиеся из семьи отца, а также вдовы.

Наряду с малыми семьями до сих пор в сельских местностях нередко встречаются большие неразделенные семьи, широко бытовавшие в Турк­мении в прошлом и вплоть до начала коллективизации. Такая неразделен­ная семья, насчитывающая 10-20 человек, состоит из семей нескольких братьев или семьи родителей, в которой, кроме маленьких детей, живут один или несколько женатых, но не выделившихся сыновей со своими детьми. Живут все обычно в одном доме, каждая малая семья чаще всего занимает отдельное помещение. В тех районах, где наряду с домами еще сохраняется юрта, родители или старший брат с семьей обычно живут в юрте, поставленной около дома. В юго-западных районах, где юрта до недавнего времени сохранялась как основной вид жилья, члены неразде­ленной семьи жили в двух-трех юртах, стоящих рядом. В прошлом чле­ны такой семьи часто жили все в одной юрте, отгораживая часть ее зана­веской для молодоженов; две-три юрты имели лишь богатые семьи. Приз­наком неразделенной семьи является общий котел: все запасы находятся в общем владении, основные доходы ее членов также поступают в общую казну. Во главе семьи стоит мужчина, иногда и женщина, обычно стар­шие по возрасту. Но и в больших неразделенных семьях произошли ко­ренные изменения, стала проявляться значительная экономическая само­стоятельность ее членов, исчезла прежняя беспрекословная патриархаль­ная власть главы семьи.

Родоплеменное деление и племенные связи , прочно сохранявшиеся в хозяйственном и семейном быту туркмен до 30-х годов XX в., в сельских местностях имеют некоторое значение в их жизни и в настоящее время. Они проявляются в довольно тесных связях между родственными семьями, в их взаимной помощи в различных хозяйственных делах и семейных со­бытиях.

При единоличном хозяйстве, когда на семье лежало значительно боль­ше хозяйственных обязанностей, между отдельными родственными семь­ями существовала своего рода кооперация: одна семья, обычно отца или старшего брата, занималась скотоводством, другая - земледелием, затем семьи обменивались продуктами своего хозяйства. В больших семейных общинах подобное разделение труда происходило между отдельными ма­лыми семьями.

Колхозный строй сделал излишним такого рода кооперацию.

В большей степени пережитки родоплеменных связей продолжают сохраняться в идеологической жизни туркмен. Празднование всякого ро­да семейных торжеств и советских праздников часто организуют совмест­но: в случаях отправки сына или дочери на учебу, при организации свадь­бы семья находит помощь у своих родственников и сородичей. До сих пор еще довольно часто при решении какого-нибудь важного вопроса об­ращаются за советом к старшему родственнику.

Патриархально-родовые пережитки, еще частично сохранившиеся в семье, мешают установлению подлинного равноправия и независимости женщины.

Патриархальные традиции в туркменской семье еще в первой четвер­ти XX в. сохранялись в полной неприкосновенности. Власть главы семьи была неограниченной, она выражалась не только в том, что глава семьи распоряжался всем имуществом семьи и судьбою каждого из ее членов, но сказывалась и на поведении членов семьи. В присутствии главы семьи даже представители мужской части семьи не могли громко разговаривать и смеяться, к нему нельзя было обращаться с вопросами. Глава семьи сам распределял работу между ее членами; старшая женщина, обычно его жена, была полной хозяйкой над всей женской половиной семьи. Осо­бенно тяжелым в семье было положение невестки; она не имела никаких прав, хотя обязанности ее были многочисленны. Сразу же после выхода замуж молодая женщина оказывалась под действием многих запретов по отношению к старшим родственникам мужа, независимо от их пола и возраста. Женщина обязана была закрывать себе рот концом головного платка (яшмак), а в молодые годы, кроме того, скрывать свое лицо и фигуру большой шалью. У йомутов было принято, чтобы молодая женщина закрывалась дома в присутствии старших родственников мужа, особенно свекра и свекрови.

Говорить в присутствии старших членов семьи молодая могла только сдавленным шепотом. Она вообще не имела права обращаться непосред­ственно к родственникам мужа - мужчинам и разговаривала с ними в случае необходимости через мальчика или подростка. В песнях лэле посвященных женской доле, девушка, выдаваемая замуж, сравнивается с камнем, брошенным в глубокий колодец, с цветком, побитым морозом. Особенно тяжелым было положение бедной девушки, бесприданницы, ко­торую мог за выкуп (калым) взять всякий и которая не могла рассчиты­вать на защиту и поддержку своих родных. Со временем положение мо­лодой женщины улучшалось; став старшей в семье по возрасту - кейваны, она считалась уже госпожой над своими невестками и младшими женами своего мужа.

Легче было положение женщины в малой семье, где над ней старшим был только ее муж. Однако власть мужа и здесь была велика, о чем крас­норечиво свидетельствует пословица, имевшая хождение у прибрежных туркмен: эри аялынъщ кичи тац рысыдыр (муж для своей жены младший бог, т. е. второй после бога).

Муж мог развестись с женой, не спрашивая ее согласия, женщина же имела право требовать развода лишь в немногих случаях. Даже если муж был захвачен в плен, пропал или скрывался, избегая кровной мести, что особенно часто случалось до присоединения к России, жена обязана была дожидаться его и не могла выходить замуж за другого.

Хозяйственные обязанности женщины были многочисленны, но они ограничивались лишь работой по дому и домашним хозяйством: уход за детьми, приготовление пищи, ткачество, обработка шерсти и войлока, шитье, уход за домашним скотом, сбор топлива. Отлучаться из дома на большие расстояния женщине одной не разрешалось. На базар женщина выезжала только в сопровождении мужа; если ей нужно было навестить родных, живших далеко, ее обычно сопровождала какая-нибудь родствен­ница старуха. В полевых работах женщина почти не участвовала. Жен­щина была экономически бесправной, так как все средства находились в распоряжении главы семьи. Ее экономическая зависимость была скреп­лена юридически: по адату женщина не могла быть наследницей имущест­ва ни после мужа, ни тем более после отца. Бесправное положение жен­щины в туркменском обществе обнаруживалось особенно четко, если уми­рал ее муж. Вдову старались выдать замуж снова, причем интересы ее родственников и родственников ее мужа не совпадали: первые хотели выдать ее за постороннего семье человека, чтобы снова получить калым, родственники мужа старались удержать вдову в семье и выдать ее за млад­шего родного или двоюродного брата мужа (левират), который иногда был значительно моложе ее. Женщина, имеющая маленьких детей, со­глашалась обычно на такой неравный брак, чтобы не разлучаться с детьми, гак как в случае ухода из семьи покойного мужа она навсегда лишалась детей, которые оставались у родных отца. По договоренности с опеку­нами женщина могла откупиться от насильственного брака, но в таких случаях была обязана оставаться вдовой навсегда.

Несколько иным было положение старшей женщины: с ней считались, ее советов слушались не только дети, но и другие родственники; нередки были случаи, когда после смерти мужа она оставалась фактической главой семьи. Внешне сыновья были совершенно самостоя­тельны в своих действиях, но советы и указания матери играли очень большую роль.

С первых лет существо­вания Советской власти на­чалась борьба за раскрепо­щение женщины. Декреты Советской власти об отмене калыма и повышении брачно­го возраста, об упорядочении книг актов гражданского со­стояния и введении граж­данского брака ликвидиро­вали неравноправие женщи­ны. Кроме того, этими декре­тами было положено начало борьбы за фактическое рас­крепощение женщины. II сес­сия ЦИК Туркменской ССР (1927 г.) подтвердила ранее изданные постановления об отмене калыма и других пат­риархально-родовых обыча­ев. Однако эти обычаи в семье и семейной жизни, господствовавшие в течение многих веков, изживались очень медленно. Ломка их вызывала сопротивление культурно отсталых людей старшего поколения, в том числе и женщин, которых

поддерживали в заблуждении муллы и баи. В борьбе с этими пережитка­ми погибло немало передовых женщин-общественниц.

На основе постановления Совнаркома РСФСР «О привлечении рабо­чих и крестьянок к работе в советских учреждениях» (1921 г.) в Туркме­нии развернулась работа по организации женских производственных кружков, артелей, мастерских. Женщины, вступившие в ковровые, шел­коткацкие и другие артели, становились экономически самостоятельными. В этот же период в городах Туркмении были созданы рабфаки с интер­натами, куда поступали на учебу юноши и девушки, что приучало юно­шей к товарищескому отношению с девушками, учившимися с ними; это было также большим достижением в деле установления равноправия женщин. Прежде девочка с девяти лет считалась невестой и ей не разре­шалось быть вместе с юношами.

Очень долгое время, в некоторых районах Туркмении почти до Вели­кой Отечественной войны, женщины не участвовали в коллективных сель­скохозяйственных работах. Главную роль в этом играл укоренившийся порядок, запрещающий женщине появляться там, где есть посторонние мужчины. Культурно-просветительная работа в колхозах, повышение культурного уровня туркменских женщин привели к постепенному пре­одолению этого пережитка.

Большие сдвиги в сознании произошли в период Великой Отечест­венной войны, когда женщины вышли на полевые работы в колхозах, заменив ушедших на фронт мужей.

Теперь в Туркмении, как и везде в Советском Союзе, женщины стали активными участницами социалистического строительства: 7 тыс. турк­менок работает на промышленных предприятиях страны. В колхозах женщины стали большой силой; в Туркменской ССР 50 колхозниц (1961 г.) имеют звание Героя Социалистического Труда, сотни колхозниц награждены орденами и медалями.

Колхозная звеньевая Айнабат Бегенчева прославилась в годы Вели­кой Отечественной войны сбором исключительно высоких урожаев хлоп­ка. Она же явилась инициатором создания пришкольных хлопковых уча­стков, на которых стали обучаться и воспитываться будущие мастера высоких урожаев. За трудовые успехи Айнабат Бегенчева удостоена вы­сокого звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время она ра­ботает председателем колхоза им. Ленина Каахкинского района. Многие другие женщины также работают председателями колхозов, заместителя­ми их. Много женщин - председателей сельских Советов, бригадиров, заведующих животноводческими фермами и т. п.

Среди туркменок большое число учителей, агрономов, врачей и немало представительниц других специальностей. 15 туркменок (1961 г.) имеют звание кандидатов наук. Научной общественности хорошо известно имя кандидата филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Туркменской ССР 3. Б. Мухаммедовой, которая ведет большую научно-исследовательскую и педагогическую работу, сочетая ее с обще­ственной деятельностью и воспитанием детей. Кандидат медицинских наук Сачли Дурсунова, мать которой была убита за то, что не хотела быть рабыней бая, работает в Ашхабадском научно-исследовательском институте эпидемиологии и гигиены. За подвиги на фронтах Отечествен­ной войны она награждена орденами и медалями. Женщины принимают активное участие в развитии литературы и искусства республики, Вы­сокое звание народных артистов СССР имеют туркменки Майя Кулиева и Сона Мурадова. Аннагуль Аннакулиева, Сурай Мурадова и другие удо­стоены звания народных артисток Туркменской ССР.

Познакомиться с туркменом желает каждая русская девушка. Наш сайт знакомств преподносит каждой желающей женщине создать свой семейный очаг с эти восхитительным мужчиной туркменом. Помимо этих мужчин, все население Туркменистана встречает своих туристов с веселой и открытой душей.

Туркменистан страна различных природных достопримечательностей – это зеленые леса, горы, пески, морские побережья. Также каждый турист может побывать в разных пансионатах, которые славятся своими грязевыми ваннами. Путешествие в Туркменистан окажется для многих русских девушек увлекательной поездкой, ведь помимо всех красот этой страны, вы можете познакомиться с туркменами и узнать о них много интересного и положительного. Туркменистан таит множество неразгаданных тайн, поэтому эта страна является “матерью” культур и цивилизаций. Так же в Туркменистане все население гордится своими традициями и праздниками. Девушка, которая познакомиться с туркменом положительно воспримет их религию и традиции.

Туркменская кухня считается одной из вкуснейших. Большинство населения других стран приезжают не только для знакомства с туркменами, но и для пробы различных туркменских блюд. Самыми популярными считаются разнообразные супы с помидорами и горохом, так же не отстает от популярности плов. Приезжающие остаются под положительным впечатлением от сладостей Туркменистана. О кухне Туркменистана можно говорить постоянно, но все же было бы лучше попробовать. И у вас есть такой шанс не только увидеть красоты Туркменистана, попробовать различные блюда, но и познакомиться с туркменами.

Мужчины туркмены очень трудолюбивые, для них безделье и лень – это упасть в глазах родных. Так же туркмены не переносят легкомысленных, эгоистичных людей, всегда пытаются обойти их мимо. Эти мужчины очень экономные и расчетливые, никогда не будут выкидывать деньги попусту, но всегда делают дорогие подарки своим женам. Во всем и всегда помогут своей жене, найдут положительный выход с ситуации вместе с женой, никогда не смогут причинить боль в отношениях. Вообще туркмены очень любят и дорожат своей семьей, пытаются во всех делах помочь и обеспечить, однако у них это получается. Ведь, как же хорошо жить в достатке. Именно эти мужчины готовы на все ради любимой. Они ждут знакомства с вами.

Если говорить о сексе с мужчиной туркменом, он считается замечательным любовником, он максимум внимания отдает женщине, ее ощущениям. Во время занятия секса, туркмен полностью раскрывается и раскрепощается. Девушка от этого остается под огромным впечатлением, ведь туркмен мужчина в постели значительно отличается от других мужчин.

Хотелось бы наверняка вам почувствовать такое невероятное наслаждение от туркмена. Все только зависит от вас и вашего желания, девушка, которая познакомиться с туркменом будет наслаждаться не только занятием секса с этим человеком, будет жить в достатке, но и радоваться восхитительной жизнью с этим человеком.

Туркмены относятся к тюркоязычному народу древнеогузского происхождения. Являются основным населением Туркменистана. Туркмены, проживающие в Ираке, Сирии, Турции - потомки народа, которые переселились на территорию Анатолии, Ближнего Востока с 11 века. На протяжении долгого времени туркмены делились на роды и племена. Древним родоначальником народа был Огуз-хан, чьи внуки стали родоначальниками 24 древнейших туркменских племен, в составе которых позже начали выделяться отдельные роды и формироваться новые племена. Самые крупные из них:

  1. гоклены
  2. салыры
  3. текинцы (теке)
  4. языры
  5. човдуры
  6. йомуды
  7. алили
  8. эрсары

Сегодня все туркмены сформированы в единую нацию, где не особо важна племенная принадлежность. Всего в мире около 8 миллионов представителей этой народности.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории Туркмении, Ирана, Афганистана. Живут туркмены в Узбекистане, Турции, Пакистане. В Российской Федерации проживают в Ставропольском крае, Москве, Московской, Астраханской, Самарской областях, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, Краснодарском крае, Таджикистане. Небольшая часть живет на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии.

Язык

Туркменский относится к огузо-туркменской группе языков и входит в тюркскую семью. С 1940 года в Туркменской ССР во многих сферах общественной жизни начал активно использоваться русский, который стал не только официальным языком, но и языком науки, высшего образования. С самого рождения большинство усваивало этот язык как второй родной. Дошло до того, что к 1991 году в Туркменистане большое количество коренного народа просто не знало своего родного языка - туркменского.

Раньше для письма использовалась арабская графика, но некоторые буквы не могли правильно отразить фонетику туркменского. В 1922-1924 году, после проведения реформ, для различия большинства звуков, были добавлены диакритические знаки, которые ставятся перед и после гласных.

В 1920-х годах, после проекта латинизации, начался переход на яналиф - новый тюркский алфавит. Официально в 1929 году туркмены перешли на латинский алфавит. Яналиф продолжал использоваться в литературе, школах, государственных документах до 1940 года.

Проект кириллизации начался в конце 1930-х годов. В 1940 был опубликован первый туркменский алфавит на кириллице, он использовался в Туркмении до 1993 года. За пределами государства применяется и сегодня.

После распада СССР был создан новый алфавит, который утвердили в апреле 1993 года. Позже он снова претерпел изменения и с 2000 года является единственным допустимым во всех официальных сферах Туркмении.

Религия

Туркмены исповедуют ислам суннитского толка, но не являются сильно религиозными людьми.

Еда

Основное блюдо туркменской кухни плов «аш», рецептов приготовления которого существует несколько десятков, но основные ингредиенты - рис и мясо (птица, баранина). Обязательно в плов добавляют овощи, специи, сухофрукты.

Из баранины готовят разнообразные блюда:

  • различные виды шашлыка «кебап»;
  • жареная баранина «говурма»;
  • вялено-сушеное мясо «кокмач»;
  • омлет с мясом «хейгенек»;
  • манты «бёрек»;
  • жареная баранина с помидорами и картофелем «чекдирме»;
  • баранина с помидорами «говурлан-эт»;
  • колбаски «гарын»;
  • пирожки с мясом и луком круглой формы «ишлекли».

Из первых блюд готовят разнообразные супы:

  • суп с помидорами «гара-чорба»;
  • рисовый суп с овощами «мастава»;
  • суп молочный с лапшой «суитли-унаш»;
  • гороховый суп «дограма»;
  • суп гороховый с бараниной «нохудлы-чорба»;
  • мучной суп «умпач заши»;
  • суп с пельменями «этли-борек-чорбасы».

Главное отличие туркменской кухни от других среднеазиатских - это национальные рыбные блюда. Рыбу готовят на вертеле, в специальных котлах, с рисом, гранатовым соком, изюмом, кунжутом, урюком. Очень вкусный шашлык делают из осетровых «балык-шара». Рыбу жарят, после тушат в горшочках, иногда добавляют в различные блюда вместо мяса. Есть очень сложные блюда из рыбы, которые состоят из большого количества ингредиентов: «чеме», «балык-берек», «гаплама».

Широко применяются в кухне молочные продукты и молоко. Из верблюжьего молока, которое считается очень полезным и имеет сладкий вкус, делают сливочное, топленое масло, йогурты, айран. Из овечьего готовят сыры, творожную массу, брынзу, из коровьего - творог, простоквашу, сыр «гурт», сливочное масло. У туркмен существует огромное количество молочных продуктов.

Из сладкого готовят халву из корня лилейного растения, сладкие коржики, пышки с сахарной пудрой, пончики. Очень вкусные и ароматные местные туркменские арбузы, дыни, фрукты. Из напитков больше всего любят чай. На Востоке предпочитают зеленый, на севере и западе - черный. Зимой чай часто заваривают на молоке, добавляют бараний жир, масло. Очень популярна минеральная вода «Берзенги», различные фруктовые соки. Есть в Туркмении и вино собственного производства, из крепких напитков пьют водку, коньяк.


Внешность

Одежда

Несмотря на то, что многие народы перешли на одежду городского типа, туркмены остались преданны своему традиционному костюму. Мужчины и женщин носят рубаху, штаны, длинный халат из холщовой ткани. Зажиточные шьют его из привозных полушелковых, полушерстяных материалов с тонкой полоской. Летом женщины носят только рубаху и длинные штаны, узкие у лодыжек. Носят платья из шелка, голову покрывают шарфом или платком, круглый капюшон, который спускается сзади вуалью, высокий азиатский головной убор (шекеле). Из украшений распространены браслеты для ног и рук, ожерелья, кораллы. Многие женщины не снимают их вообще, даже ночью. Особенно ценны футляры из серебра для талисманов. Мужчины носят меховую шапку (телпек), обвитую тюрбаном.

Жилище

Традиционное жилище туркмен - юрта гара-ой. В оазисах были глинобитные жилища постоянного типа, они состояли из 1-3 комнат. Были дома (там) из сырцового кирпича, с плоской крышей. Прикаспийские туркмены строили жилища из дерева на сваях. Сегодня обычное сельское жилище туркмена - это 3-4 камерный дом с большими окнами, из обожженного или сырцового кирпича, крыша двускатная или четырехскатная, из шифера или железа. В доме есть айван - крытая веранда, где летом спят и отдыхают. На задней части двора расположены хозяйственные помещения. Юрты используют как летнее жилище на усадьбе, строят их чабаны на отгонных сезонных пастбищах.


Жизнь

Традиционным занятием народа является кочевое скотоводство и поливное земледелие. Раньше туркмены вели полукочевой образ жизни, поэтому в селе население делилось на оседлых земледельцев и скотоводов. На западе развито было скотоводство, разводили верблюдов, овец, лошадей. Проживающие в оазисе выращивали пшеницу, хлопок, бахчевые, сорго, разводили крупный рогатый скот. В середине 19 века туркмены начали активно заниматься шелководством, ковроткачеством. У женщины было много обязанностей по дому и хозяйству: уход за детьми, обработка шерсти, войлока, ткачество, приготовление пищи, сбор дров для топки, уход за скотом.

Сегодня распространена малая семья, которая состоит обычно из жены, мужа и детей. Иногда с ними живут родители супруга. Нередко встречаются до сих пор и большие неразделенные семьи. Примечательно, что в семье нередко главой является женщина.


Культура

Туркменская музыка начала развиваться в 6-7 веках и отличается оригинальностью и богатством. У народа существует около 72 музыкальных инструментов, из них самые популярные:

  • дутар
  • оскар
  • гопуз
  • гиджак
  • туйдук
  • барбат (уд)
  • икидилли
  • канун
  • дилли туйдук
  • бозук

На развитие музыки повлиял фольклор стран Ближнего, Среднего Востока, Средней Азии. Жанры народных песен:

  • бытовые
  • колыбельные
  • свадебные
  • девичьи
  • трудовые

Популярен национальный эпос «дестан» - сказания музыкально-поэтического характера:

  • легенды
  • предания
  • сказки

Пение осуществляется в оригинальной манере. Поют певцы, сильно напрягая голосовые связки, очень высоким голосом, который резко сменяется тихим звучанием дутара. Из-за кочевых условий жизни в пустынном и степном ландшафте, туркмены привыкли разговаривать громко, отсюда произошла и такая манера пения.


Традиции

За невесту перед свадьбой жених деньгами дает калым, родственникам невесты, он должен принести подарки: халаты, скот, угощения. После того, как предоставляется выкуп, невеста уходит в дом жениха, где проводится специальная молитва и оформляется брак. Свадьбу отмечают пиром, проводят конские ристалища, борьбу, приглашают профессиональных певцов «бахшиев».

Измена женщины у туркменского народа карается смертью прямо на месте преступления. Дочь могут продать в рабство человеку, которому ее отец задолжал. Если у девушки из бедной семьи даже не было приданого, ее мог забрать замуж любой желающий. При этом она не могла рассчитывать на поддержку своей семьи и родных.

Было распространено многоженство. Положение женщины, особенно в больших семьях, до сих пор остается тяжелым. Нелегко девушке после замужества. Обязанностей у нее много, при совершенном отсутствии прав. Сразу после свадьбы ей говорят о правилах в доме, запретах по отношению к старшим родственникам мужа. Раньше она была обязана закрывать себе рот концом платка для головы. Молодые замужние женщины скрывали лицо и фигуру большой шалью. У йомудов было принято, чтобы в присутствии старших родственников мужа, особенно свекров, невестка закрывалась дома. Разговаривать в их присутствии можно было только очень тихим шепотом. Обращаться напрямую к мужчинам, которые являются родней мужа, было категорически запрещено. Если она что-то хотела им сказать, должна была передать это через мальчика. Постепенно, с возрастом, положение молодой женщины улучшается, когда она становится в семье старшей по возрасту «кейваны». Ее считают госпожой над своими невестками и младшими женами мужа. С мнением кейваны считаются, слушают ее советы, не только дети, но и все родственники. После смерти мужа она становится главой семьи.


Сыновья, несмотря на самостоятельность, всегда приходят к матери за советом и слушают ее указания. Это считается крайне важным.

В малой семье главным над супругой является только муж. При желании он может с ней развестись без ее согласия. Жена имеет право требовать развода только в редких случаях. Раньше, если муж пропал, оказался в плену, пускался в бега, скрывался из-за кровной мести, его супруга не имела права выходить замуж снова, должна была ждать его дома. Нельзя было уходить из дома далеко. Если нужно на рынок - только в сопровождении мужа, если она уходила далеко в гости к родным, ее сопровождала пожилая родственница мужа.

После смерти супруга часто родственники отдают жену в замужество другому мужчине, при этом дети остаются в доме мужа. Допускается левират - брак с братом мужа. Часто вдова соглашалась на него, чтобы остаться рядом со своими детьми. Она могла откупиться от повторного замужества, но тогда за ней пожизненно закреплялся статус вдовы.