Психология: Развод: решение, которое принимают на холодную голову. Как принять правильное решение? Что значит принимать решения с холодной головой

Вся жизнь человека состоит из перепутий из развилок: «Направо пойдешь..., налево пойдешь...». А от принятия правильного решения часто зависит наша дальнейшая судьба, поэтому мы так боимся выбора. Но делать его все равно придется, и лучше, если выбор будет именно наш, а не чей-то еще. А значит, необходимо овладеть непростым искусством, как принимать правильные решения.

Выбор - это процесс, и он может оказаться для вас легким или очень тяжелым. Однако, понять, что вы выбрали верную дорогу помогает один-единственный фактор: приняв решение, вы должны почувствовать облегчение и радость. Если ни того, ни другого нет, это может означать, что выбор был сделан неверно.

Чем необходимо руководствоваться, принимая решение?

  1. Принимайте решение всегда сами. Ситуации бывают разные, простые и сложные. Иногда трудно решиться на что-то, и мы мнемся, не зная, что предпринять. Но не стоит ждать, пока все решится само собой или кто-то сделает выбор за вас. Таким образом вы теряете контроль над собственной жизнью.
  2. Принимайте решение только на холодную голову. Эмоции - не лучшие друзья, когда вы стоите перед проблемой выбора. Успокойтесь, выдохните, прислушайтесь к своей интуиции - это единственно верный способ на пути, как принять правильное решение.
  3. Решения надо принимать быстро. Откладывая это дело в долгий ящик, мы часто только усугубляем ситуацию.
  4. Сделав выбор, начинайте действовать. Понять, как научиться принимать правильные решения, - это еще не самое сложное. Нужно научиться быстро претворять решение в жизнь. Вы четко осознали, что вам больше не нужна эта работа или в отношениях пора поставить точку - действуйте без промедления. Ведь ничто так не отдаляет вас от выбранной цели, как задержка и сомнения.
  5. Не меняйте свои решения на полпути к цели. Определившись со своим выбором, отбросьте сомнения. Достижение любой цели требует затрат определенного количества времени и сил. И если вы постоянно будете метаться и менять одно решение на другое, то все это будет напоминать броуновское движение или муравейник, где все насекомые движутся хаотично. Никакого результата ваше решение не принесет, а неудача будет означать только одно: правильный выбор вы сделать так и не смогли.
  6. Приняв решение - не жалейте о нем. Определившись с выбором, отсеките все остальные варианты и сосредоточтесь на одном единственном - своем решении. Сомнения возможны только на пути, как выбрать правильное решение. Отсутствие сожалений - показатель того, что выбор был сделан верно.

Нередко люди, остановившись на каком-то варианте из нескольких возможных, все же сомневаются: а вдруг решение было неверным. Стоит помнить, что заранее узнать, верно или неверно вы поступили, невозможно. Существует масса примеров, когда самое невыгодное решение оборачивалось в результате на пользу человеку. И наоборот, когда правильный, на первый взгляд, выбор, заводил человека в результате в тупик.

Вопрос, как найти и принять правильное решение, неразрывно связан с другим вопросом - принятия личной ответственности за собственный выбор. Решив идти по одной из множества дорог на перекрестке, отпустите все сомнения и сожаления, ведь выбранный вами путь - лишь один из многих, он не лучше и не хуже всех других путей в жизни.

Письмо в редакцию

«Я поменяла работу. В про ш лом, на прежнем месте остались раскованные дружеские отно ш ения в коллективе, комфортная атмосфера поддержки и понимания со стороны начальства и коллег.

В новой компании у меня руководящая должность, гораздо более высокая зарплата. Но…

Я чувствую, что постоянно нахожусь «в образе», «застегнута на все пуговицы», боюсь ли ш ний раз выразить свое отно ш ение к чему бы то ни было.

В новом коллективе совер ш енно не принято показывать свои чувства, переживания. Я никогда не видела, чтобы здесь спорили или кто-то сли ш ком волновался, скажем, из-за предстоящей важной встречи. Даже когда возникает напряжение из-за реальных серьезных проблем, люди «одевают» натянутые улыбки и повторяют «Мы найдем ре ш ение!»

Я стала боль ш е уставать, часто бываю подавлена, меня тревожит, как ко мне относятся… Не перестаю удивляться, насколько некоторым людям легко скрывать свои эмоциональные проявления. И ли это только видимость и, на самом деле, они испытывают такое же напряжение и дискомфорт, как и я?

Ольга К.»

Давайте посмотрим на наше отношение к эмоциям, причем к эмоциям в связи с работой. Думается, что представления эти являются конгломератом связанных между собой идей, формируются под влиянием культурных норм и ценностей и обладают устойчивостью мифов. Мифы об эмоциях можно разделить на мифы об их вреде и их полезности.

Наиболее распространены негативные мифы об эмоциях:

· Эмоциональные проявления вредны

· Переживать плохо, переживать лучше меньше и дома

· Важные решения надо принимать на рациональной основе

· Эмоциональные люди - не самые хорошие работники

Легко заметить, что, когда мы говорим «переживания», мы подспудно имеем в виду негативные эмоции. Сами по себе переживания в целом воспринимаются как отрицательные. Но какова их обратная сторона?

Общее отношение к отрицательным эмоциям отражается в устойчивых убеждениях, с которыми мы и вступим сейчас в воображаемый диалог.

«Организации создаются не для того, чтобы в них общаться или переживать. Есть конкретные рабочие задачи, они не оставляют сил и времени для переживаний. Эмоции отвлекают, в лучшем случае - неуместны».

Конечно, степень открытости людей дома и в организациях разная, однако, на работе мы проводим более половины своего времени. Можно ли представить, что на этот период мы способны «отключить» свои эмоции? Кроме того, решение рабочих задач связано с такими «высоковольтными» материями, как потребность в самоутверждении, амбиции, честолюбие, соперничество, зависть, влияние на других, а значит и с соответствующими тревогами. Наиболее ярких результатов в работе, в жизни добиваются люди, которые как раз и умеют задействовать энергию этих зачастую проявляющихся совсем не мирно факторов.

Речь идет о том, есть ли определенные каналы проявления чувств в рабочем контексте - и для человека, и для организации, а также о том, какие они, как соотносятся с личностным складом человека, умеет ли он ими пользоваться.

«Переживания - это непродуктивная трата времени и сил».

Я так не считаю. Переживание, порой сопровождающееся и внешними эмоциональными «выплесками», представляет собой важную фазу процесса «выхода» на искомое решение… Внутренне проигрываются различные возможности, пробуются разные роли в том или ином раскладе событий. Они соотносятся со значимыми для человека категориями - могу ли я так сделать, смогу ли я так жить, готов ли я на это, как я буду себя чувствовать…

К переживанию, с практической точки зрения, можно относиться как к ресурсу. Знаменитое «Я подумаю об этом завтра» Скарлетт О’Хара в каком-то смысле свидетельствует о её хорошем контакте с собой, понимании ею естественности периода острых, целиком захватывающих её эмоций и необходимости предоставить время для так называемой «работы переживания» - у нее она, по-видимому, происходила во сне. Интересно, снились ли ей сны и какие… Конечно в целом она человек не «переживательный» (скажем, «Митина любовь» Бунина, ей вряд ли понравилась бы), хотя и сильно чувствующий.

«Ре ш ения луч ш е принимать с холодной головой…»

Да, наверное, однако это не та голова, которая «никогда не была горячей», а та, которая уже поостыла. И работа, которая предшествует принятию действительно продуктивного решения, как правило, разворачивается совсем не в интеллектуальном плане. Во всяком случае, не только…

Ценность спонтанного решения тоже нельзя недооценивать. Нередко через такой вот «вдруг» эмоциональный и необдуманный, на первый взгляд, отказ, решительное отметание «не своего» - не органичных для себя шагов, возможностей - и происходит так называемый личностный рост. Человек лучше чувствует кто он, концентрация волевого начала в полной мере проявляется и дает возможность в будущем обращаться к этому опыту, опираться на него. Это очень мощный ресурс.

«Предпочтительнее спокойный, эмоционально выдержанный работник».

Все зависит от типа задач, с которыми имеет дело человек. В целом же, именно эмоциональные люди обыкновенно вносят решающую лепту в создание атмосферы, насыщают жизнь коллектива разнообразными «привкусами».

«Вряд ли выплеск отрицательных эмоций, со стороны, скажем, начальника на подчиненного, может привести к положительному результату».

У всех людей разная восприимчивость и терпимость к бурным эмоциональным выплескам. И бывает очень тяжело, когда, например, встречаются личность несдержанная и, так скажем, другого типа человек… Особенно, если первый имеет возможность проявлять свою власть над вторым. Есть, однако, несколько важных моментов. Во-первых, открытость такого рода «страстных» натур - камня за пазухой они, как правило, не держат. Во-вторых, наличие в отношениях территории, не захваченной эмоциональными взаимодействиями, скажем, уважения к профессиональной компетентности другого, о чем знают оба, его человеческим качествам. В-третьих, возможность восстанавливать отношения, прямо или косвенно извиняться.

Также известный факт, что иногда прямое выяснение отношений, нередко с выплеском эмоций - это единственный способ разрешения сложных конфликтных ситуаций. Вообще же на «площадке» отношений, перегруженных эмоционально, многого не построишь. Никаких производственных задач не решишь. Тем более сложных.

Положительные эмоции - казаться и быть вещи разные

Мифы о положительных эмоциях:

· Положительные эмоции - это хорошо, они наполняют нас жизненными силами

· Положительные эмоции производят хорошее впечатление на других людей, нам рады, когда нам хорошо

· Положительные эмоции задают «тонус» отношениям

Итак, поговорим о мифах, связанных с положительными эмоциями.

«Надо стремиться к положительным эмоциям, находить способы их получать».

Безусловно, очень важно иметь способы восстановления, знать свои «ресурсные» состояния. Однако другое дело, когда погоня за приятными ощущениями становится способом отвернуться от того, что трудно, неоднозначно, на что не хочется смотреть или представляется внутренне невозможным пережить…

Казаться и быть - вещи разные. Например, советы чаще улыбаться совершенно упускали из виду тот простой факт, что улыбка эта должна быть настоящей, искренней. Наконец исследователи составили длинных список - когда мы улыбаемся задействованы мышцы лица, глаза… Непросто так улыбнуться, по - настоящему, не подделаешь… Так и с положительными переживаниями. Попытка их имитировать требует больших энергетических затрат, нередко приводит к внутреннему истощению, функционированию на уровне автомата.

«Образ успе ш ного человека производит благоприятное впечатление на окружающих».

Может сложиться впечатление, что я не доверяю тому, как выглядит человек, образу «успешника», у которого все хорошо, и даже, возможно, считаю вредным его поддерживать. Так ли это?

Трудно представить себе человека без отрицательных переживаний… Даже в течение рабочего дня. О чем думается, если мы такого человека встречаем? Во-первых, может быть у него действительно устойчивое позитивное мироощущение. Чаще, однако, можно предположить, что внутренне человек очень напряжен, что общение, пребывание в данной ситуации для него сверхзначимы. Соответственно, от него требуется очень высокий самоконтроль, основная часть сил уходит на поддержание соответствующего образа, что само по себе означает высокое напряжение и едва ли оставляет силы на задачи иного рода.

Сталкиваясь с человеком, «закрытым на все пуговицы», мы не можем понять, кто же реально перед нами - трудно пробиться к непосредственному ощущению от человека. Это нередко вызывает подозрения (закрылся, что-то скрывает?), напряжение - не понятно, чего он реально хочет, как с ним взаимодействовать. Трудным бывает первый период общения, так как естественного непосредственного человеческого контакта, основанного на эмоциональном взаимодействии, не происходит.

«Позитивные эмоции «заряжают» отно ш ения, придают им энергию и тонус, отрицательные способны их разру ш ить…»

Общие тяготы, разделенные тревоги предоставляют не менее сильную возможность сострадать, чувствовать близость, открывают по-человечески понятные черты, помогают видеть себя в другом. Помните, «она его за муки полюбила, а он её за состраданье к ним…»? Такая общность способна дать очень многое, в том числе и на работе. Например, позволить решать сложные, требующие высокой координации и серьезной взаимной поддержки задачи…

Есть ли мифы у психоаналитиков?

Есть один вопрос, который обязательно задал бы внимательный вопрошатель: «А есть ли у самих психоаналитиков общие убеждения, касающиеся эмоций?»

Есть. Обратимся к ним. Коротко, выборочно и несколько упрощенно они звучат так (не возьмусь утверждать, что их разделили бы все психоаналитики во все времена):

1. Эмоции человека принципиально лишены однозначности. Их трудно развести по углам - «хорошие», «плохие». Человеку по его природе свойственны как агрессивно-деструктивные импульсы, эмоции, так и эмоции, связанные со способностью любить. Человека без всей их сложности и совокупности невозможно себе представить.

2. Слой рациональных идей является весьма «тонким», человек во многом представляется существом инстинктивно-иррациональным. Наши убеждения, воспринятые правила и нормы, знание того, «как надо», идеалы - это механизмы, регулирующие наши эмоциональные проявления согласно ценностям сообщества, к которому мы принадлежим.

3. Достаточно зрелая эмоциональность связана со способностью «давать место» как своим, условно говоря, положительным, так и отрицательным эмоциям, правильно «канализировать» агрессию, выражать её так, чтобы это не разрушало существующих отношений, ценных явлений в жизни.

4. Переживание, эмоция, импульс ценны сами по себе. Они являются почвой, на которой могут произрасти цветы, такие как произведения искусства, бизнес-организации, способность решать новые субъективно сложные задачи, отношения, изменения в них. Важна способность творчески перерабатывать разного рода импульсы (негативно-агрессивные в том числе) в значимые, имеющие смысл действия.

5. Отказ от переживания является одной из форм психологической «защиты». Цена за видимость обманчивого комфорта - возможные соматические заболевания, ощущение истощенности, отсутствия сил, погоня за все более сильными стимулами и острыми ощущениями в попытках вернуть обратно «хорошее, ОКейное самочувствие». Такое отрицание порой позволяет человеку поддерживать функционирование, однако в перспективе чревато общим оскудением, потерей ощущения полноты жизни и её осмысленности.

Есть ещё один фактор, о влиянии которого хотелось бы упомянуть. Это так называемое культурологическое влияние. Мы стали стремиться соответствовать образу некоего парадного портрета, демонстрирующего безоблачное бесконечное счастье и отменное душевное здоровье. Полный позитив и отсутствие негатива. Но это тема отдельного разговора.

Не будем отступать от традиций и закончим эту статью предложением из рубрики «советы психолога». Итак, попробуйте создать свои мифы об эмоциях - например, свой собственный положительный миф о собственных отрицательных эмоциях. Что они вам дают? Кислое, недовольное лицо на общем собрании в понедельник - начните, например, с этого… А сияющая белозубая улыбка, когда на душе скребут кошки - чего она вас лишает?

Татьяна Друсинова

Пожалуй, каждый из нас сталкивался в своей жизни с трудными ситуациями различного характера. Чтобы решить какую-либо проблему, приходится всегда думать – неважно, долго ли человек раздумывает над тем, как ему поступить и что предпринять или же решение приходит молниеносно, и дело уже сделано.

Для каждого человека существует своя иерархия решений – от простых к сложным. Например, одна женщина, встав с утра и собираясь на работу, будет долго стоять перед своим шкафом и раздумывать, что надеть, а вторая быстро наденет что попадется на глаза и побежит на улицу. Таким образом, для первой встанет существенная для нее проблема – что надеть, и она будет долго подбирать правильное решение. Что касается второй, то для нее здесь и вовсе не существует никакой проблемы. Поэтому одна и та же ситуация воспринимается разными людьми по-разному.

Но это был более или менее простой пример. Но предположим, что случаются и более важные дела. Например, покупка квартиры. Ажиотаж. Все хотят купить поскорее в кредит, потому что ожидают резкого скачка цен. Данная ситуация что называется «носится в воздухе», нагнетая всеобщее безумие. И так многие граждане бросились сразу же в банки и нахватали кредитов на покупку желанных квадратных метров, а другие подождали неделю-другую и также пошли в банки, но к тому времени процентные ставки по кредитам снизились. И вторая категория людей оказалась в выигрыше. В таких случаях говорят, что человек подумал холодной головой. Первые, соответственно, думали горячей и потому оказались «в пролете». Почему важно думать холодной головой? Потому что есть вероятность что ситуация повернется совершенно другим боком и ее станет легче решить, а сама она будет выгодной для человека.

Так что хотелось бы посоветовать людям не гонять кровь по своему организму, волнуясь и спеша, ведь в результате этого она действительно становится горячей, а «остыть» и хорошо подумать, прежде, чем совершить какой-то поступок или принять то или иное решение.

Несколько интересных сочинений

  • Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

  • Образ и характеристика Василисы Ильиничны в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Василиса Ильинична Мелехова, мать главного героя романа Григория Мелехова.

  • Образ и характеристика Главного героя в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение

    В своем рассказе Чистый понедельник Бунин пишет отношения двух молодых людей, богатых и красивых. Даже сейчас мы можем представить примерно какими являются такие люди.

  • История создания повести Очарованный странник Лескова

    Идея написания произведения о простом русском путешественнике родилась у автора в 1872 году. Лесков, решивший совершить путешествие по островам Валаам, прожив некоторое время среди монахов

  • Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова

    Известный русский прозаик и драматург А.П. Чехов всё своё творчество посвятил утверждению гуманистических идеалов и разрушению иллюзий, сковывающих сознание.

Направления итогового сочинения

Новые направления 2016-2017 учебного года:

    Разум и чувство
    2) Честь и бесчестие
    3) Победа и поражение
    4) Опыт и ошибки
    5) Дружба и вражда

    Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

    Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

    1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

    2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

    3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

    4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

    5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

    При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

    → соответствие открытым тематическим направлениям;
    → обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
    → обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
    → нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
    → соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
    → ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений

2016/2017 учебный год

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

    Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

    Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

    Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

    Выбор и обдумывание темы сочинения.

    Выявление ключевых слов темы сочинения.

    Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

    Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

    Подбор литературного материала.

    Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

    Написание текста сочинения на черновике.

    Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

    Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

    Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

    факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

    общеизвестные исторические факты;

    результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.

2. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

    способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

    Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.

    Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».

Слова-синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.

Произведения

разум

чувства

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси , персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир , английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор , французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер , французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах , немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин , русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь , русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский , русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой , русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства».

М.М. Пришвин , русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк , немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».

Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «гармония разума и чувства», «внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.

Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.

«Надо жить, надо любить, надо верить», - говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.

Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.

И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина - любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал».

Заключение

Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.

Источники

Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.

http :// sochinenie 11. ru – все об итоговом сочинении;

http :// www . aforizmov . net – афоризмы, высказывания известных личностей;

http :// www . fipi . ru / ege - i - gve -11/ itogovoe - sochinenie - ФИПИ;

http://qps.ru/ptNId - ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.

Темы по новым направлениям

Список тем для подготовки.

Разум и чувство

Что дарит человеку счастье:

чувство или разум?

Убивает ли победа разума над чувствами человечность?

«Чувство- огонь, мысль - масло». В.Г.Белинский

«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой». В.Г. Белинский

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». М. Пришвин

Честь и бесчестие

Береги честь смолоду.

На поворотах жизни… Делай, что должно, и пусть будет, как будет. Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А.П.Чехов

Что такое честь и бесчестие (по страницам литературных произведений). Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. У. Шекспир

Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать? Дж Оруэл

Торгуя честью, не разбогатеешь. Л.де К.Вовенарг

Честь – это бриллиант на руке добродетели. Л.де К.Вовенарг

Честная смерть лучше позорной жизни. Тацит

Победа и поражение

Всегда ли победа приносит счастье?

Все победы начинаются с победы над собой.

Что для одного честь, то для другого – бесчестие?

Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя. Генри Уорд Бичер

Одинаковое счастье - быть победителем или побежденным в битвах любви. Гельвеций

Победа в сражениях достигается теми, кто верит в нее. Хиггинсон

Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному. Филлипс

Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает победу. Фихте

Опыт и ошибки

Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт. Ошибки, не переведенные в опыт, - тяжелый груз, а опыт дает шанс быть лучше.

Можно ли учиться на чужих ошибках?

Опыт – сын ошибок трудных… Почему люди жалеют о прошлом?

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Опыт –самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика.

Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль,

Ошибка даёт возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри.

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос Дружба и вражда

Держи друзей близко, а врагов еще ближе.

Враг моего врага – враг ли мне? Можно ли дружить с враждующими людьми?

Друг необходим, враг обязателен

. «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» В.Высоцкий

Без истинной дружбы жизнь - ничто. (Марк Туллий Цицерон

Ты можешь испытать друга жаждой, голодом, разлукой и любовью. Но не делай этого более одного раза. (Абу Муин Насир Хосров)

Береги друга, чтобы

Сберечь самого себя. (Пословица)

Мудрый друг не бросит друга, несмотря на все лишения. (Шота Руста

Литературные произведения по направлениям 2016-2017 г.

«Разум и чувство»

В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси и Элизабет. И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь». Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина; «После бала» – Иван Васильевич до и после бала. Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». Е.Замятин «Мы», «Пещера». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень». М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне». К.Паустовский «Телеграмма»; «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг». А.Фадеев «Разгром». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Ги де Мопассан «Ожерелье». Д.Киз «Цветы для Элджернона». М.Джалиль «Маобитская тетрадь». В Кондратьев «Сашка». В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».

«Честь и бесчестие »

Д.Фонвизин «Недоросль » – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». А.Грин «Зелёная лампа». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». В.Дудинцев «Белые одежды». В.Распутин «Живи и помни»; «Дочь Ивана, мать Ивана».

«Победа и поражение»

«Слово о полку Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы»; «Пещера». В.Курочкин «На войне как на войне». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня». В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть». М.Агеев «Роман с кокаином». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». В.Дудинцев «Белые одежды».

«Опыт и ошибки»

«Слово о полку Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение». А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона». А.Алексин «Безумная Евдокия». Б.Екимов «Говори, мама, говори». Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик». «Дружба и вражда» Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». «Слово о полку Игореве». В.Шекспир «Гамлет»; «Ромео и Джульетта.» А.Пушкин «Дубровский»; «Евгений Онегин»; «Барышня-крестьянка»; «Капитанская дочка». М.Лермонтов «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети». И.Гончаров «Обломов». Л.Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина». А.Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»; «Поединок». Б.Пастернак «Доктор Живаго». М.Булгаков «Белая гвардия». М.Шолохов «Тихий Дон». А.Грин «Алые паруса». Н.Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»; «Я вижу солнце». В.Каверин «Два капитана». А.Приставкин «Ночевала тучка золотая». Ю.Бондарев «Берег». Д.Грин «Виноваты звёзды».

«Честь и бесчестие» . Направление, в основе которого лежат два абсолютно противоположных понятия. Ученик может рассуждать о сложном моральном выборе человека: оставаться верным своему голосу совести или же пойти путем бесчестия и предательства, лицемерия и лжи. Большое количество писателей в своих произведениях задавались данным вопросом: как поступит герой, предаст ли свои моральные идеалы или же решит послушать голос совести.

«Победа и поражение» . Направление, в котором выпускник может размышлять о победе и поражении, в одном случае, он может использовать какие-то отдельные исторические события, описанные в произведении, которые приводят героя/героев к победе или поражению, в другом случае о внутренней борьбе человека с самим собой, ее причинами и результатами. Многие классики нередко показывали в своих произведениях неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

«Опыт и ошибки» . В этом направления возможны рассуждения о ценности практического и духовного опыта отдельной личности, человечества в целом, а также о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Дружба и вражда» . Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между людьми, их сообществами и даже целыми народами. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.