Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.
Назначение теста
Диагностика различных форм агрессивного поведения.
Инструкция к тесту
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).
Тест
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Шкалы Вопросы
Ф
1 8 15 22 29
К
2 9 16 23 30
Р
3 10 17 24 31
Н
4 11 18 25 32
О
5 12 19 26 33
П
6 13 20 27 34
С
7 14 21 28 35
За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом ситается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице.
Интерпретация результатов теста
Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:
. Физическая агрессия (Ф):
вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
. Косвенная агрессия (К):
конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
. Раздражение (Р):
плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. «физическая и косвенная агрессия».
. Негативизм (Н):
реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
. Обидчивость (О):
готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
. Подозрительность (П):
готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
. Словесная агрессия (С):
за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны ли вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло - спорт, творчество.
Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением - то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.
Источники
Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006.Эмоциональность - это общая склонность человека к самым разнообразным переживаниям, как положительным, так и отрицательным.
Диагностика эмоциональности проведена по методике, в основу которой положен опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Ответы на вопросы заносятся в бланк для ответов, затем следует подсчитать сумму баллов в каждом из столбцов (средними считаются от 26 до 34 баллов): Шкала 1 (сумма баллов в первом столбике): «коммуникативная эмоциональность » связана с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. Шкала 2 (сумма баллов во втором столбике): «интеллектуальная эмоциональность » касается размышлений. Эмоции связаны с познанием, открытием чего-то нового, усвоением и осмыслением информации. Шкала 3 (сумма баллов в третьем столбике): «психомоторная эмоциональность » - показывает, в какой мере источником переживаний выступает все, что связано с движениями тела. Итоговая сумма - показатель эмоциональности, связанной с различными жизненными сферами (норма - от 78 до 102).
Результаты теста
Коммуникативная эмоциональность |
Интеллектуальная эмоциональность |
Психомоторная эмоциональность |
Коммуникативная эмоциональность - 30 баллов : нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности, типичное стремление к новым социальным контактам. Обычная скорость речевой активности и вербализации. Обычная эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к межличностным отношениям; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. Интеллектуальная эмоциональность - 28 баллов : нормальный уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности. Нормальная скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Психомоторная эмоциональность - 28 баллов : нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, нормальная чувствительность к неудачам, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.
По результатам тестирования мы получили общую эмоциональность, что соответствует нормальному уровню эмоциональности .
1. Тип эмоциональных переживаний:
а) воображение;
б) эмоциональный стресс ;
в) неуравновешенность.
2. Положительные эмоции в детском возрасте развиваются через:
а) внимание;
б) общение;
в) игру .
3. Что относится к фазе стресса:
а) фаза возбуждения;
б) фаза истерики;
в) фаза истощения .
4. Длительные, устойчивые, предметные отношения к какому-либо объекту, это:
а) внимание;
б) чувства ;
в) симпатия.
5. Наиболее мощный вид эмоциональных реакций, это:
а) аффект ;
б) чувство;
в) настроение.
6. Реакция не только на текущие события, но и воспоминаемые, это:
а) темперамент;
б) характер;
в) эмоции .
7. Эмоциональное состояние, сопереживание к другому объекту, это:
а) амбивалентность;
б) симпатия ;
в) настроение.
8. Отрицательные эмоции обусловлены:
а) неустойчивостью ;
б) закономерностью;
в) характером.
9. Какое из этих понятий относится к виду чувств:
а) моральные ;
б) сострадательные;
в) депрессивные.
10. Выделите, какая теория относится к психологическим эмоциям:
а) характерная;
б) эволюционная ;
Слайд 2
Задание №1. Мимика
- Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.
- Кстати, не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде.
- Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.
Слайд 3
Задание №2. «Угадай эмоцию»
К доске вызывается пятерка ребят, которым раздаются листочки с названиями эмоций: «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные – угадать, что было задано.
Слайд 4
Задание №3
- Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:
- Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.
Слайд 5
Задание №4. Тест эмоций
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:
Слайд 6
Тест эмоций
Слайд 7
- Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
- Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
- Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
- Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
- Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
- Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
- Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
- Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
- Мне не раз приходилось драться.
- Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
Слайд 8
- Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
- Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
- Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
- Я думаю, что многие люди не любят меня.
- Я требую, чтобы люди уважали мои права.
- Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
- Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
- Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
- Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
- Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
Слайд 9
- Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
- Многие люди мне завидуют.
- Если я злюсь, я могу выругаться.
- Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
- Если не понимают слов, я применяю силу.
- Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
- Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
- Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
- Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
Слайд 10
- Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
- Я мало помогаю своим родителям.
- На удар я отвечаю ударом.
- В споре я часто повышаю голос.
- Я раздражаюсь из-за мелочей.
- Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
- Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
- У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
- Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
- Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
Слайд 11
Слайд 12
- Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.
- Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:
Слайд 13
Формы агрессии
- Физическая агрессия - вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
- Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
- Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. "физическая и косвенная агрессия".
Слайд 14
- Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
- Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
- Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Слайд 15
- Вербальная агрессия - за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
- Чувство вины - вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.
Слайд 16
Задание №5. Вопросы на понимание темы урока
- Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова. «Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.
Слайд 17
«Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения». (К.Г. Ланге)
Посмотреть все слайды
(Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман)
Хотите узнать, какие проявления агрессии характерны для Вас? Приглашаем Вас пройти тестирование и выявить привычные модели поведения!
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.
9. Мне кажется, что я могу ударить человека.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присут-ствия.
12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.
13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.
18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.
20. Если кто-то пытается мной командовать, я поступаю ему наперекор.
21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.
22. Довольно много людей мне завидует.
23. Если я злюсь, я могу выругаться.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.
26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.
32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.
33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.
35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.
37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
Обработка результатов:
При определении результатов считаются только положительные ответы.
Физическая агрессия |
|||||
Косвенная агрессия |
|||||
Раздражительность |
|||||
Негативизм |
|||||
Обидчивость |
|||||
Подозрительность |
|||||
Вербальная агрессия |
|||||
Чувство вины |
Интерпретация:
Построенный график (см. рисунок в конце файла) показывает, какие проявления агрессии характерны для Вас. Если на графике точка расположена выше пунктирной линии, можно говорить о выраженности данной формы поведения.
Физическая агрессия—склонность к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают Вам искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуете нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. физическая и косвенная агрессия.
Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность —готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия — за словом в карман Вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
Чувство вины — поздравляю, Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не наорали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.