Презентация на тему "Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций". Тест эмоций Вы застряли в глухой пробке. Ваша реакция

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация.

Назначение теста

Диагностика различных форм агрессивного поведения.

Инструкция к тесту

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).

Тест

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
8. Мне не раз приходилось драться.
9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
19. Меня легко обидеть.
20. Многие люди мне завидуют.
21. Если я злюсь, я могу выругаться.
22. Если не понимают слов, я применяю силу.
23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
29. На удар я отвечаю ударом.
30. В споре я часто повышаю голос.
31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Шкалы Вопросы
Ф 1 8 15 22 29
К 2 9 16 23 30
Р 3 10 17 24 31
Н 4 11 18 25 32
О 5 12 19 26 33
П 6 13 20 27 34
С 7 14 21 28 35

За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом ситается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице.

Интерпретация результатов теста

Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:

. Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
. Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
. Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. «физическая и косвенная агрессия».
. Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
. Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
. Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
. Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны ли вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло - спорт, творчество.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением - то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

Источники

Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006.

Эмоциональность - это общая склонность человека к самым разнообразным переживаниям, как положительным, так и отрицательным.

Диагностика эмоциональности проведена по методике, в основу которой положен опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Ответы на вопросы заносятся в бланк для ответов, затем следует подсчитать сумму баллов в каждом из столбцов (средними считаются от 26 до 34 баллов): Шкала 1 (сумма баллов в первом столбике): «коммуникативная эмоциональность » связана с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. Шкала 2 (сумма баллов во втором столбике): «интеллектуальная эмоциональность » касается размышлений. Эмоции связаны с познанием, открытием чего-то нового, усвоением и осмыслением информации. Шкала 3 (сумма баллов в третьем столбике): «психомоторная эмоциональность » - показывает, в какой мере источником переживаний выступает все, что связано с движениями тела. Итоговая сумма - показатель эмоциональности, связанной с различными жизненными сферами (норма - от 78 до 102).

Результаты теста

Коммуникативная эмоциональность

Интеллектуальная эмоциональность

Психомоторная эмоциональность

Коммуникативная эмоциональность - 30 баллов : нормальная потребность в общении, «средний» круг контактов, средневыраженное стремление к установлению новых знакомств, средняя степень общительности, типичное стремление к новым социальным контактам. Обычная скорость речевой активности и вербализации. Обычная эмоциональное переживание в случае неудач в общении, типичная для человека чувствительность к межличностным отношениям; средневыраженная радость и уверенность в себе в процессе социального взаимодействия. Интеллектуальная эмоциональность - 28 баллов : нормальный уровень интеллектуальных возможностей, средневыраженное стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением. Нормальная гибкость мышления, средняя выраженность стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности. Нормальная скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности. Психомоторная эмоциональность - 28 баллов : нормальный мышечный тонус, обычная двигательная активность; средневыраженное стремление к физическому напряжению, типичная для человека гибкость при переключении с одной физической работы на другую, нормальная чувствительность к неудачам, возможному несовпадению задуманного и реального моторного действия; обычная интенсивность эмоционального переживания в случае неудач в физической работе.

По результатам тестирования мы получили общую эмоциональность, что соответствует нормальному уровню эмоциональности .

1. Тип эмоциональных переживаний:

а) воображение;

б) эмоциональный стресс ;

в) неуравновешенность.

2. Положительные эмоции в детском возрасте развиваются через:

а) внимание;

б) общение;

в) игру .

3. Что относится к фазе стресса:

а) фаза возбуждения;

б) фаза истерики;

в) фаза истощения .

4. Длительные, устойчивые, предметные отношения к какому-либо объекту, это:

а) внимание;

б) чувства ;

в) симпатия.

5. Наиболее мощный вид эмоциональных реакций, это:

а) аффект ;

б) чувство;

в) настроение.

6. Реакция не только на текущие события, но и воспоминаемые, это:

а) темперамент;

б) характер;

в) эмоции .

7. Эмоциональное состояние, сопереживание к другому объекту, это:

а) амбивалентность;

б) симпатия ;

в) настроение.

8. Отрицательные эмоции обусловлены:

а) неустойчивостью ;

б) закономерностью;

в) характером.

9. Какое из этих понятий относится к виду чувств:

а) моральные ;

б) сострадательные;

в) депрессивные.

10. Выделите, какая теория относится к психологическим эмоциям:

а) характерная;

б) эволюционная ;

Слайд 2

Задание №1. Мимика

  • Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.
  • Кстати, не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде.
  • Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.
  • Слайд 3

    Задание №2. «Угадай эмоцию»

    К доске вызывается пятерка ребят, которым раздаются листочки с названиями эмоций: «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные – угадать, что было задано.

    Слайд 4

    Задание №3

    • Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:
    • Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.
  • Слайд 5

    Задание №4. Тест эмоций

    Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:

    Слайд 6

    Тест эмоций

  • Слайд 7

    • Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
    • Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
    • Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
    • Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
    • Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
    • Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
    • Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
    • Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
    • Мне не раз приходилось драться.
    • Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  • Слайд 8

    • Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
    • Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
    • Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
    • Я думаю, что многие люди не любят меня.
    • Я требую, чтобы люди уважали мои права.
    • Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
    • Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
    • Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
    • Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
    • Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
  • Слайд 9

    • Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
    • Многие люди мне завидуют.
    • Если я злюсь, я могу выругаться.
    • Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
    • Если не понимают слов, я применяю силу.
    • Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
    • Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
    • Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
    • Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
    • Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  • Слайд 10

    • Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
    • Я мало помогаю своим родителям.
    • На удар я отвечаю ударом.
    • В споре я часто повышаю голос.
    • Я раздражаюсь из-за мелочей.
    • Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
    • Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
    • У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
    • Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
    • Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
  • Слайд 11

    Слайд 12

    • Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.
    • Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:
  • Слайд 13

    Формы агрессии

    • Физическая агрессия - вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
    • Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
    • Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. "физическая и косвенная агрессия".
  • Слайд 14

    • Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
    • Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
    • Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.
  • Слайд 15

    • Вербальная агрессия - за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.
    • Чувство вины - вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.
  • Слайд 16

    Задание №5. Вопросы на понимание темы урока

    1. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова. «Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».
    2. Согласны ли вы с этим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.
  • Слайд 17

    «Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения». (К.Г. Ланге)

    Посмотреть все слайды

    (Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г. А. Цукерман)

    Хотите узнать, какие проявления агрессии характерны для Вас? Приглашаем Вас пройти тестирование и выявить привычные модели поведения!

    1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

    2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.

    3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

    4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

    5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

    6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

    7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

    8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.

    9. Мне кажется, что я могу ударить человека.

    10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

    11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присут-ствия.

    12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.

    13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

    14. Я думаю, что многие люди не любят меня.

    15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

    16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

    17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.

    18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

    19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.

    20. Если кто-то пытается мной командовать, я поступаю ему наперекор.

    21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.

    22. Довольно много людей мне завидует.

    23. Если я злюсь, я могу выругаться.

    24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

    25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи.

    26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

    27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

    28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

    29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

    30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

    31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю.

    32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.

    33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.

    35. Я раздражаюсь из-за мелочей.

    36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.

    37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

    38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

    39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

    40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

    Обработка результатов:

    При определении результатов считаются только положительные ответы.

    Физическая агрессия

    Косвенная агрессия

    Раздражительность

    Негативизм

    Обидчивость

    Подозрительность

    Вербальная агрессия

    Чувство вины

    Интерпретация:

    Построенный график (см. рисунок в конце файла) показывает, какие проявления агрессии характерны для Вас. Если на графике точка расположена выше пунктирной линии, можно говорить о выраженности данной формы поведения.

    Физическая агрессия—склонность к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают Вам искать более эффективные методы взаимодействия. Рискуете нарваться на ответную агрессию.

    Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

    Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. физическая и косвенная агрессия.

    Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

    Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

    Подозрительность —готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

    Вербальная агрессия — за словом в карман Вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

    Чувство вины — поздравляю, Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не наорали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.